[<10>] ====== Толкование на Ис. 63:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние** Теперь же смотри, каким образом Он напоминает им о Своей любви: «**Не ходатай (какой-либо) ниже ангел, но Сам Господь спасе я**» (в русском переводе: «**и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их**»). Великое дело охранять, но еще больше, когда Он Сам хранит, как и Павел говорит: «//не довольно сего, но и хвалимся Богом//» [[new:rim:05:11|(Рим. 5:11)]]. Не один Павел, но и Моисей также сказал: «//если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда//» [[old:ish:33:15|(Исх. 33:15)]]. Но если Он обещал всем спасение, то однако не славу. Смотри, какой славы Он сделал достойными их: «**Он**, – говорит, – **искупил их**»; а потом приводит и причину: «**по любви Своей и благосердию Своему**». Чтобы показать, что они были недостойны этого, Он говорит: «**сам избави их и восприят их и вознесе**» (этих слов в русском переводе нет). Не только избавил, что указывает на милосердие, но и **«вознесе»**, т.е. прославил их во все дни века. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их. Сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века** См. Толкование на [[old:is:63:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 63:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние** См. Толкование на [[old:is:63:08#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 63:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние** //И Ангел лица Его спасал их..//. "Ангел лица" - единичное выражение Библии, не имеющее себе параллелей; по крайней мере, по внешней форме. Со стороны же своего внутреннего содержания, оно, вероятно, равнозначуще с такими употребительными в Библии терминами, как "Ангел Божий", или "Ангел Господень" [[old:ish:14:19|(Исх. 14:19).]] Небезынтересно сопоставить с рассматриваемым выражением и еще следующее место из кн. Исход, в котором проводится, если не субстанциальная, то личная разница между Самим Господом и Его Ангелом: //"и пошлю пред тобою// (т. е. пред Моисеем и народом еврейским) Ангела (Моего)...// ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный"// [[old:ish:33:02|(Исх. 33:2-3)]]. Правильнее всего, по нашему мнению, думать, что и пророк Исаия здесь имеет в виду именно тот самый факт, о котором говорит и только что процитированное место из кн. Исход. Выше пророк Исаия отметил факт торжественного избрания Богом Израиля на Синае (8 ст.), а теперь, в порядке последовательности, он указывает на факт осязательного водительства евреев Богом, в продолжение их сорокалетнего странствования по пустыне Аравийской [[old:ish:14:19|(Исх. 14:19-20;]] [[old:ish:33:09|33:9-10)]]. //Взял и носил их...// Намек на известный библейским образ, в котором трогательно-промыслительное отношение Господа к Израилю сравнивается с отношением орлицы к своим детенышам. Он впервые дан в той же кн. Исход [[old:ish:19:04|(Исх. 19:4)]], а впоследствии более подробно был развит Самим Господом Иисусом Христом [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]