[<10>] ====== Толкование на Ис. 63:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш** «**Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими**». Видишь ли, как полезно было им славиться не собою, а родом своим? Мы происходим, говорит, от того (Авраама), но он не знал нас. «**Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш"**», – подобно тому, как раб, купленный кем-либо, называется именем своего господина. Пророк не сказал: имя Твое призываем, но: «**имя Твое: «Искупитель наш"**». А это и было причиною наказания их, потому что, хотя на них было имя Божие, однако они Им пренебрегали. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас, но Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть** См. Толкование на [[old:is:63:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 63:15]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш** См. Толкование на [[old:is:63:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 63:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш** //Только Ты Отец наш... Ты Господи, Отец наш...// Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.). //Израиль не признает нас своими...// "Авраам" и "Израиль" - здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников. //От века имя Твое: "Искупитель наш"// - Высокознаменательный термин "искупитель" впервые употреблен еще в кн. Иова [[old:iov:19:25|(Иов. 19:25)]]. а затем в Псалтири [[old:ps:073:02|(Пс. 73:2)]] и неоднократно у пророка Исаии ([[old:is:41:14|Ис. 41:14]];[[old:is:43:03| 43:3;]] [[old:is:47:04|47:4;]] [[old:is:59:20|59:20;]][[old:is:62:11| 62:11]] и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу. //**Толковая Библия.**// [<10>]