[<10>] ====== Толкование на Ис. 64:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего** Смотри, как Он везде проповедует о Своей силе, что Он велик и может совершить то, чего желает. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 1-3 **Аще отверзеши небо, трепет приимут от Тебе горы и растают, яко тает воск от лица огня, и попалит огнь супостаты, и явлено будет имя Твое в сопротивных Твоих: от лица Твоего язы́цы возмятутся: егда сотвориши славная, трепет приимут от Тебе горы** Святые пророки обыкновенно молились за Израиля, нередко согрешающего и имеющего подвергнуться наказаниям за свои вины, и как бы удаляя от него последствия гнева, просили послать его на других и обратить его на головы иноплеменников. Посему и божественный Псалмопевец в псалме семьдесят восьмом оплакивал опустошенный Иерусалим и говорил: //Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, оскверниша храм святой Твой// [[old:ps:078:01|(Пс. 78:1)]], и присовокупив к этому нечто другое, говорит потом: //пролей гнев Твой на языки незнающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не при зваша// [[old:ps:078:06|(Пс. 78:6)]]. Нечто подобное и теперь говорит пророк: **аще отверзеши небо**, очевидно, нисшествием гнева, точно так же, как было во время потопа, ибо //отверзошася хляби небесныя// [[old:gen:07:11|(Быт. 7:11)]]. **Тогда трепет приимут от Тебе горы и растают, яко тает воск от лица огня. Горами** же здесь называет отнюдь не чувственные горы, но лукавые силы, по причине чрезмерного превозношения превосходно уподобленные высочайшим горам. Итак, эти то силы, воспитанные надмением, **охватит трепет**; ибо они **растают** как бы **от огня**. Гнев, ниспадающий на подобие **огня**, попалит тех, которые противятся, очевидно, Твоим повелениям. **И явлено будет имя Господа в сопротивных Твоих**. Что это значит? Бог всяческих нередко творит чудеса, открывая величие свойственного Ему могущества и превосходства. Чрез это Он и грешников иногда наказывал и посредством гнева своего на них открывал Себя. Подобное случилось, когда Он низвел огонь на Содомлян, или когда неразумного Фараона подвергал многим и тяжким ударам. Итак, о Владыка, говорят, не являй Твоей славы, или Твоего имени чрез гнев Твой на нас, напротив наведи его на лукавые силы, или на явно восстающих против Твоей славы и увлекаемых к этому своим чрезмерным превозношением; ибо и в таком случае Ты будешь славен: **егда сотвориши славная, трепет приимут от Тебе горы**. Опять говорит о тех **горах**, о которых мы только что упомянули. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего** Так как //враги наши попрали святилище Твое// и //мы сделались такими, как в начале, когда не призывалось имя Твое на нас//; то мы молим и говорим: **о, если бы Ты расторг небеса и сошел**, и всегда давая обетования, исполнил некогда обетованное. Говорилось же это в то время, когда еще не пришел Спаситель и из девственного чрева еще не воспринял человека с нашим естеством и существом, чтобы спасти его, чтобы нам носить образ пренебесного, подобно тому как мы носили образ перстного [[new:1kor:15:start|(1 Кор. 15)]]. Если бы Ты сделал это, говорят они, и если бы отверзлись небеса или небо, то при пришествии величия Твоего пали бы горы или потряслись бы горы и исчезли бы, как исчезает воск от лица огня. И Иезекиилю отверзались небеса, и он видел великое видение [[old:iez:01:start|(Иез. 1)]]. Также и Моисей между благословениями во Второзаконии молит: //да отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо, еже дати Тебе благословение// [[old:vtor:28:12|(Втор. 28:12)]]. И в Евангелии [[new:mf:03:start|(Мф. 3)]] говорится, что Иоанн Креститель видел разверзсшиеся небеса и Духа Святаго, сходящего на Господа в виде голубя. **Горы** же, которые при пришествии Господа, о коем написано: //Бог огнь потребляяй// [[old:vtor:04:24|(Втор. 4:24)]], подобно воску будут исчезать и таять, означают противные силы и всех, восстающих на разум Божий, о коих в девяносто шестом псалме поется: //виде, и подвижеся земля. Гори яко воск ростаяша от лица Господня, от лица Бога всея земли// [[old:ps:096:04|(Пс. 96:4]][[old:ps:096:05|-5)]]. Ибо если бы Ты сошел, и исполнил Свои обетования, то исчезли бы (по Симмаху) воды морские и всю соленость их уничтожил бы огонь. Об этом и в другом псалме написано: //яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия// [[old:ps:067:03|(Пс. 67:3)]]. И то следует заметить, что когда воды морские будут истреблены божественным огнем, тогда сделается известным имя Господа Спасителя врагам Его, о коих в шестьдесят седьмом псалме говорится: //язык пес твоих от враг от него// [[old:ps:067:24|(Пс. 67:24)]], чтобы, Кого не узнали из благодеяний, того познали из разрушения их города и из собственного плена. И от лица Его народы придут в смятение, или, как яснее говорится в еврейском, **придут в движение**, чтобы, бывшие прежде неподвижными, приходили ко спасению. И когда совершит чудесные дела, и покажет знамения в Евангелии, какия некогда явил в Египте и в пустыне, то они сознаются, что не могут переносить Его пришествия, или потому, что трепет обнимет горы. И прекрасно по еврейскому, как бы быв услышаны, те, кои выше умоляли: **о, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы пали бы от лица Твоего**, потом присовокупляют: **Ты сошел**. Слово стало плотию и обитало с нами, по истине Еммануил, что в переводе означает с нами Бог. Поэтому **от лица Твоего пали все горы**, о которых мы выше сказали. Евреи так объясняют это место: огонь так будет жечь нечестивых, как воды кипят от пламени огня, ибо они утверждают, что под amasim разумеется не //уничтожение// и //таяние//, а **нечестивые**. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва, которая составляла и большую часть предшествующей [[old:is:63:07|(гл. 63, с 7 ст.)]]. Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на [[old:is:58:07|7 ст. 58 гл.]] ), [[old:is:64:start|64 глава]] заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один (с [[old:is:64:01|1]] по [[old:is:64:07|7 ст]]. ) - историческо-покаянный, другой (с [[old:is:64:08|8]] по [[old:is:64:12|12 ст.]] ) - умилостивительно-просительный, Ст. 1-2 **О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы** //О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.// "Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо - атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия". (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ "расторжения небес" и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда - один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения [[old:gen:11:05|(Быт. 11:5]]) и наказания нечестивых городов - Содома и Гоморры [[old:gen:18:21|(Быт. 18:21),]] его мы видим в истории самого дарования закона на Синае [[old:ish:19:11|(Исх. 19:11;]] [[old:ish:20:18|20:18),]] о нем читаем у псалмопевца: //"наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его"// [[old:ish:17:10|(Исх. 17:10)]], с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: //"пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его"// [[old:ps:096:03|(Пс. 96:3-6)]]. Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с [[old:is:63:15|15-ым]] и [[old:is:63:03|3-4]] стихами предыдущей главы. //**Толковая Библия.**// [<10>]