[<10>] ====== Толкование на Ис. 64:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него** Ужели видели? Никак, говорит; хотя мы блуждали и почитали иных богов, однако никогда не видели Бога, равного Тебе. **«Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные»**. Милосердие бывает истинною помощью, особенно имеющим терпение, – если не тотчас, то, наверно, в последующее время. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 4-5 **От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя, яже сотвориши ждущим милости. Милость бо срящет творящих правду, и пути Твоя помянутся** Божество по природе невидимо, ибо //Бога никтоже виде нигдеже,// по написанному [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. Но Он созерцается мысленными очами в том, что Он сотворил удивительно и несказанно. //Невидимая бо Его//, сказано, //от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество// [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]]. Но часто Он познается и в том, что совершает для благодеяния и в чем открывает свойственное Ему милосердие, неожиданно спасая уже лишившихся всякой надежды и простирая спасительную руку как бы лежащим долу и на земле. Нечто подобное говорят те, которые возносят вышеприведенное моление: от создания мира, говорят, мы не слышали и не видели такого Бога, кроме Тебя единого; потому что тем, которые ждут Тебя, то есть, возложили на Тебя упование, Ты щедро подаешь свою милость. Он постоянно будет сопутствовать тем, которые делают правду, и подаст свою милость тем, которые помнят о путях Его, то есть, исполнителям Его хотений, ибо путями Господа мы называем Его заповеди. Посему и божественный Давид воспевает в одном месте: //в пути Твоем живи мя// [[old:ps:118:037|(Пс. 118:37)]]; и опять в другом месте: //путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое// [[old:ps:118:032|(Пс. 118:32)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих** Парафраз этого свидетельства апостол Павел, как еврей от евреев, берет из подлинных книг в том послании, которое он пишет к Коринфянам, не переводя слово в слово, чего он oбыкновенно не делает, а передавая подлинный смысл [[new:1kor:15:start|(1 Кор. 15)]], чем он пользуется в отношении к тому, что хочет подкрепить. Поэтому пусть смолкнут нелепости апокрифов, которые по поводу этого свидетельства обращаются в церквах Христовых. О них поиcтине можно сказать, что диавол сидит в засаде с богатыми в потаенных местах (in apocryphis), чтобы погубить невинного. И еще: //подстерегает в потаенном месте// (in apocrypho), //как лев в логовище своем; подстерегает, чтобы схватить бедного// [[old:ps:009:29|(Пс. 9:29]][[old:ps:009:30|-30)]]. Ибо Восшествие Исаии и Откровение Илии имеют это свидетельство. И по этому поводу и по многим подобным обольщены испанские и в особенности лузитанские женщины, которые обременены грехами, увлекаются различными похотями, всегда учатся и никогда не доходят до познания истины [[new:2tim:03:start|(2 Тим. 3)]], принимая удивительные вымыслы Василида, Бальзама и Тезавра, Барселона, а также Левзиборы и других именований. О них весьма обстоятельно пишет муж апостольский Ириней, епископ лионский и мученик, изъясняя происхождение многих ересей, и в особенности гностиков, которые чрез Марка Египетского обольстили знатных женщин, сначала галльских близ Роны, потом испанских, примешивая похоть к вымыслам и приписывая своему невежеству имя знания. А что говорит народ в настоящем месте, это означает то, что он никогда ни ушами, ни глазами не познавал того, что Бог уготовляет в будущем святым Своим,—что Он встречает делающих правду и помнящих пути Его. Затем, по Семидесяти они говорят, что они никогда не знали иного Бога, кроме того, который истинно есть Бог, и не видели таких и столь великих дел другого [кого либо], которые Он совершил для ожидающих Его милости и делающих правду и помнящих пути Его. Но почему написано: //Бога никтоже виде нигде же// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]], и еще: //не узрит человек лице Мое, и жив будет// [[old:ish:33:20|(Исх. 33:20)]]? Следовательно Бог не изъясняется словами и не видим для глаз, но Его видят те, о коих написано: //блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Cт. 5-6 **Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас** Порядок — обратный. Не потому мы согрешили, что Ты прогневался, но потому Ты прогневался, что мы согрешали. А так как мы согрешили [и] Ты прогневался на нас; то мы стали блуждать и оставили правый путь. Или по еврейскому тексту: мы, бывшие всегда во грехах, спасемся только Твоим милосердием, так как сами по себе мы нечисты, и что из праведности, по-видимому, имеем мы, это сравнивается с одеждою женщины сидящей или имеющей месячное очищение. Вместо этого Феодотион поставил самое слово еврейское eddim, которое Симмах перевел: χυόόων, то есть **рождающих**, Акила: μαρτοριών, то есть **свидетельств**, так как кровь при первом супружеском совокуплении служит удостоверением в пользу девицы. **И мы опали**, говорит, как листья с деревьев, которые, по причине беззаконий наших, рассеиваются веяниями ветров. При этом нужно обратить внимание на то, что правда, которая есть в Законе, сравнительно с евангельскою чистотою называется нечистотою. Ибо не славно то, что прежде было славным, по причине превосходнейшей славы. Поэтому и апостол Павел, который все исполнял по правде, находящейся в Законе, говорит, что он все считал за урон, чтобы приобрести Христа и ради превосходства познания Господа нашего Иисуса Христа, ради которого все почитает за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не имеющим своей правды, которая в Законе, но с тою, которая чрез веру Христову есть праведность от Бога [[new:fil:03:start|(Флп. 3)]]. Ибо есть праведный, который погибает от правды своей [[old:ekl:07:start|(Еккл. 7)]], если после истины Евангелия хочет упражняться в тенях закона и неправедным образом преследовать то, что праведно. Поэтому по премудрому Соломону всякий муж представляется себе праведным, когда действует по закону, к каковым Господь говорить в Евангелии: //вы есте оправдающе себе пред человеки// [[new:lk:16:13|(Лк. 16:13)]]. Избегая сего, Павел говорит: //ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся// [[new:1kor:04:04|(1 Кор. 4:4)]]. Из греха же [происходит] праведность Божия, о которой тот же Соломон говорит: //уразумейте правду истинную// [[old:pr:01:start|(Притч. 1)]]. Следовательно есть другая правда, которая не имеет истинности, а истинная правда - та, о которой также в Евангелии говорится: //блажени алчущии и жаждущии правды// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Многие пророки и праведники желали видеть ее, и не видели. Авраам же увидел эту правду и возрадовался [[new:in:08:56|(Ин. 8:56)]], следуя не убивающей букве, а духу животворящему. И не удивительно, что это говорится о людях, когда также звезды, сравнительно с Божию праведностию, нечисты, и относительно Своих ангелов Он усматривает некоторые недостатки [[old:iov:04:start|(Иов. 4)]]. Итак, если кто, после Евангелия Христова и пришествия Сына Божия, соблюдает обряды детоводительного закона, тот пусть выслушает признание народа, что вся та правда подобна крайне загрязненной одежде, с которою и Есфирь сравнивает свою диадему, которая была отличием царской власти [и] которую она носила не по желанию, а по необходимости: //Ты веси нужду мою, яко гнушаюся знамения, гордости моея, еже есть на главе моей во днех видения моего: гнушаюся его, яко рубищ оскверненных, и не ношу в день молчания моего// [[old:esf:04:start|(Есф. 4)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него** См. Толкование на [[old:is:64:03#lopuxin_ap|Ис. 64:3]] [<10>]