[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим** Кто же соделался явленным? Спросят у иудеев. Если Пророк; то пусть скажут: когда скрывался, чтобы явиться впоследствии? Что же это за пророк, который из не явленных стал явленным и распростер руки на кресте? – Это не кто-нибудь из праведников, но единое Божие Слово, бесплотное по естеству, и ради нас явившееся в теле, и за всех пострадавшее. **//Слово о воплощении Бога Слова.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Явлен бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне, рекох: се, есмь: языку, иже не призваша имене Моего. Прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих** Это по необходимости присоединяет к сказанному выше; ибо, после того как они сказали: //что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего? ожесточил еси сердца наша еже не боятися Тебе// [[old:is:63:17|(Ис. 63:17)]] и присовокупили, что //бысть пуст Сион, якоже пустыня бысть Иерусалим, на проклятие, дом святыни наш// [[old:is:64:10|(Ис. 64:10-]][[old:is:64:11|11)]], затем, естественно, является лице Самого Христа, как бы изъясняющего вины, за которые им следовало претерпеть это, - вины, которые они не приписывают себе, но возлагают на Того, Кто навел на них соответственную кару. **Явлен**, говорит, **бых не ищущым Мене, обретохся не вопрошающым о Мне**. Действительно: по собственной воле Спаситель, входя в синагоги, учил их, //проповедуя Евангелие Царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех// [[new:mf:04:23|(Мф. 4:23)]], как написано. Ибо из дел, превосходящих слово и ожидание, какое Им не совершено? - Очищались прокаженные, прикосновением руки и мановением боголепным пробуждались умершие из гробов, слепые получали вожделенный свет, хромоногие начинали скакать как олени. Посему Христос и говорил очевидцам этого: //аще не творю дела Отца моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом моим веруйте// [[new:in:10:37|(Ин. 10:37-]][[new:in:10:38|38)]]. Посему и **рекох**, говорит, **се есмь, языку, иже не призваша имене Моего**. Именно, как оказывается, в одном случае Он говорил: //Аз есмь свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], в другом: //аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева Его истекут воды живы// [[new:in:07:37|(Ин. 7:37-]][[new:in:07:38|38)]]; но не хотели призвать имени Его, хотя Он многократно и вразумительно говорил: се есмь. А что они остались невнимательными, как бы лишенными слуха, упорными и непослушными, на это указывает, говоря: **прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим**. Обыкновенно, без слов изъясняясь с глухими, мы с криком складываем руки и стараемся ударить одну об другую пред ними как можно сильнее. Однако **не ходиша**, говорит, **путем истинным**: не приняли спасительной проповеди, напротив шли в след грехов своих, т. е. с необузданным влечением ринулись к беспечной и беззаконной жизни, которая навела на них наказание и гибель. И об этом, оказывается, Спаситель им говорил: //аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших// [[new:in:08:24|(Ин. 8:24)]]. Вразумляемые, они сопротивлялись и убеждали им подручных, говоря: //беса имать и неистов есть: что Его послушаете//? [[new:in:10:20|(Ин. 10:20)]] и при этом даже кричали: //о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши Себе Бога// [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим** Не ослабевай, со слезами молясь и ожидая Божией помощи, потому что после демонских браней человек сподобляется Божиего посещения, таинственного явления и неизреченной помощи. Сверх сказанного мною тебе вчера, написано: **«явлен бых не вопрошающим о Мне»** [[old:is:65:01|(Ис. 65:1)]]. И сие, во-первых, исполнилось в пришествие Спасителя всяческих во плоти. Исполняется же и ныне на нас и будет исполняться после нас, на подвижниках благочестивой жизни. Посему, если открывался Господь древним не ищущим Его, то тем паче нам откроется Он просвещающим, врачующим, подкрепляющим, защищающим и присвояющим Себе нас. Открывается же с помощью молитвы и великой надежды. Посему яви нам лицо Твое, Владыко, и славно спасемся. Немедленно обратят к нам тыл и предадутся бегству все демоны, и мерзкие страсти, и великие скорби. Ибо подлинно великие скорби – эти нечистые демоны и страстные помышления.. **//Письма на разные темы. Монаху Проватию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим** На молитву народа, смешанную с жалобами, в которой он говорил: //для чего Ты, Господи, попустил нам уклониться с пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы мы не боялись Тебя// [[old:is:63:17|(Ис. 63:17)]], отвечает, как утверждают иудеи, Бог Отец, а как мы доказываем, Господь и Спаситель: не на столько непреклонен и жесток Я, который более желаю покаяния грешника, нежели смерти [[old:iez:02:start|(Иез. 2)]], и не отвергаю кающихся сыновей, если они впрочем соблюли достоинство своего имени, так что даже желаю спасения чуждых. Ибо кои не искали Меня и не могли сказать: //Его же писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса// [[new:in:01:45|(Ин. 1:45)]], тем самым Я явился, о которых и в другом месте пророк свидетельствовал: //имже не возвестися о Нем, услышат, и иже не слышаша, уразумеют// [[old:is:42:15|(Ис. 42:15)]]. Но вы, день и ночь поучающиеся в законе Божием, тщетно хвастаетесь покаянием, дел которого вы не исполняете. Поэтому евангелист и апостолы, желая подтвердить пришествие Господа свидетельствами Ветхoго Завета, всегда говорили: //да сбудется реченное пророком// [[new:mf:01:22|(Мф. 1:22)]]. Сотник не искал Господа, но услышал от Господа: //ни во Исраили толики веры обретох// [[new:lk:07:09|(Лк. 7:9)]]. Сирофиникийская женщина не знала изречений пророческих, и восхваляется словом Господа: //о жено, велия вера твоя// [[new:mf:15:28|(Мф. 15:28)]]. Царедворец (regulus), который по-гречески называется βασιλικός [[new:in:04:16|(Ин. 4:16)]], но которого мы от [слова] //дворец// (aula regia) правильнее можем перевесть //придворный// (palatinus), нашел исцеление нe только для сына, но и для всего дома своего. А что говорится по еврейскому [тексту]: **искали Меня те, которые прежде не вопрошали Меня**, это относится к той же мысли,— что те, кои прежде не имели познания о Боге, впоследствии ищут Господа и познают Его чрез откровение, который и Павлу открылся, когда тот преследовал церковь верующих [[new:act:09:start|(Деян. 9)]], и апостолу Петру говорит: //блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех// [[new:mf:16:17|(Мф. 16:17)]]. Его искал и Моисей, говоривший Богу: //аще обретох благодать пред Тобою, яви ми Тебе Самаго, да вижду Тя// [[old:ish:33:13|(Исх. 33:13)]]. Он духовно созерцал богатства, большиe сокровищ египетских, ожидая поругания Христа, когда желал воздаяния в будущем и как бы видел невидимого Бога. О Нем и в Псалмах читается: //чаяние всех концев земли и сущих в мори далече// [[old:ps:064:06|(Пс. 64:6)]], и в Бытии: //Той будет чаяние языков// [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]]. А следующее затем: **Я сказал: вот Я у народа, не призывавшeго имени Моего**, соответствует той мысли: //Сый посла мя к вам// [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14)]]. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу и проч. [[new:fil:02:start|(Флп. 2)]], но, призывая народы всего мира, один народ христианский сделал соименным Себе. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== В логической последовательности мыслей пророка Исаии настоящая глава имеет самую тесную связь с предыдущим повествованием: в нем ставился вопрос, почему Господь допустил Свой избранный народ до такого, во всех отношениях, крайне печального состояния? Причем уже самой постановкой вопроса как бы делался Ему упрек в недостаточности любви и милости к Своему народу. Настоящая глава дает ясный и положительный ответ на все это, откуда усматривается, что у Бога, конечно, нет недостатка в милосердии и любви; но эти Божественные благодеяния изливаются лишь на тех, кто их ищет, а не на тех, кто их слепо и безрассудно отвергает, как поступает Израиль. Вообще, пример Израиля - лучшее и красноречивейшее доказательство праведности Суда Божьего - нечестивое и преступное большинство его - несет заслуженную кару, а верный и послушный остаток - получает исполнение всех обетовании. Полное же и окончательное осуществление этих обетовании требует и создания новых особо благоприятных для того условий, какие и наступят уже в новозаветный период. **Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. Вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим** //Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня..//. Под "вопрошавшими" и "искавшими" Господа, но не там и не так, как и где следовало бы, разумеются кичившиеся своей мнимой, показной праведностью иудеи (См. [[old:is:58:02|Ис. 58:2-4]]). //Вот Я! Вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.// Народом, носившим имя Господа, был Израиль, о котором Сам Господь устами того же пророка Исаии совершенно определенно возвестил, как о народе, "кто называется именем Моим, кого Я сотворил для славы своей, образовал и устроил" [[old:is:43:07|(Ис. 43:7)]]. Противоположность народу израильскому в этом отношении представлял весь мир языческий, которому теперь и открывается Господь, скрывший Лице Свое от недостойного Израиля. Смысл данного указания можно представить себе так. Иудеи, как видно отчасти и из предыдущего контекста, склонны были обвинять Всевышнего, что Он покинул своих людей и перестал о них заботиться. Пророк и выставляет теперь встречный факт, из которого видно, что Господь никогда не переставал промышлять о людях, что и теперь Он это делает, только в отношении к другому, более, чем Израиль, достойному народу. **//Толковая Библия.//** [<10>]