[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **Тако глаголет Господь: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не погуби его, яко благословение есть в нем: тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его: и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои, и вселится тамо** Достигли Иудеев последствия божественного, гнева, и потерпели они наказание, соответственное их прегрешениям, но погибли не все до одного, и не без раздора, ибо праведен Судия, и не погубит добрых вместе с злыми. Предлагает некоторое блестящее сравнение и в виде примера берет грезн, на котором уцелела одна ягода, хотя наблюдали и за прочими; затем выводит виноградаря или хозяина участка, который говорит: **не погуби его, яко благословение есть в нем**. **Тако сотворю**, говорит, **служащего Ми ради**, т. е. буду поступать с такой осмотрительностью, что если в каком городе все прочие уклонятся к нерадению, и один только найдется верный и послушный, то он получит пощаду и не подвергнется опасности с другими, которых постигнет праведный суд, ибо, говорит, не имам погубити всех. Действительно, гнев Господа внезапно, так сказать, обрушился на высокомерных Иудеев, попаляя непослушных и непокорных, но, по промышлению Божию, спаслись все те из них, которые достойны были спасения чрез Христа. Именно, как говорит богоглаголивый Павел, //по избранию благодати// [[new:rim:11:05|(Рим. 11:5)]], произведен был суд и выбор, так что из всей страны Иудейской уловлен в веру лишь //останок// Израиля [[new:rim:09:27|(Рим. 9:27)]]. Итак, не погублю всех, говорит, но **изведу из Иакова семя и из Иуды**. **Изведу** - понимай здесь так: не погублю уже, но сделаю возвышенным и видным, ибо **«изводить»** (ἐξαίρειν) иногда значит «возвышать» (ὑψοῦν). Таковы были, - разумею, по славе своей, - богоглаголивые ученики, возвышенные и заметные для всех, как город, стоящий на горе, или светильник, стоящий на свещнике и светящий всем в доме, по изречению Самого Спасителя [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14-]][[new:mf:05:15|15)]]. И это **семя**, говорит, которое **от Иакова и от Иуды, наследит гору святую Мою**, т. е. Церковь. Именно так обозначает ее и другом месте сам всемудрый Исаия, говоря о тех, которые чрез веру во Христа призваны к общению, или к причастию Его божественного естества, что они //испиют радость, испиют вино, помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки// [[old:is:25:06|(Ис. 25:6-]][[old:is:25:07|7)]]. На этой-то **горе**, говорит, будет наследие избранным Моим, и между ними вселятся все, которые подчинятся игу царствия Моего. Не будет ничего несообразного в том, если сказать, что **горою** именуется вышний град, небесный Иерусалим, где находится наследие святых и где Бог наделяет их благами, превышающими ум и слово, ибо, говорит, //око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить** Господь сказал, что Израиль погибнет, что все грехи его открыты пред Его взорами и что Он воздаст дела каждого в недре его. После этого приводит подобие и пример сравнения, чтобы научить, что всякий погибнет чрез свой грех и даже при весьма большом числе грешащих один праведный не погибнет за вину всех. Если кто, говорит, найдет в виноградной кисти и грозде, не могшем вызреть и приносившем кислые плоды или испорченном вследствие какого-либо недостатка температуры и почвы, одно неиспорченное зерно, подающее надежду еще увеличиться и достигнуть обыкновенной зрелости, то говорит другому: не трогай его, но оставь его расти, ибо благословение Господне в нем, чтобы из такого множества ягод только одна не была засохшею: так, говорит, если из бесчисленного множества иудеев, оскорбляющих Бога, Я найду немногих праведных, то избавлю их от погибели весьма многих. И это Я сделаю ради рабов Моих: Авраама, Исаака и Иакова, которым дано обетование, или ради тех, которые служат Мне среди весьма многих грешников. Нечто подобное читаем мы в Бытии, когда постепенно от пятидесяти до десяти отыскиваются праведники, чтобы они избавили от греха город [[old:gen:18:start|(Быт. 18)]], и один праведный Лот с своими дочерьми выводится из Содома [[old:gen:19:start|(Быт. 19)]]. Об этом в соборном [catholica] послании [[new:2pet:02:start|(2 Пет. 2)]] пишется, что его душа мучилась при виде беззаконных дел и суд души выражала в состоянии тела. Также Енох один из весьма большого числа грешащих был взят к Богу [[old:gen:05:start|(Быт. 5)]]. И Ноя с детьми его не мог истребить потоп по причине уклонения всей плоти от служения Господу [[old:gen:07:start|(Быт. 7)]]. Также и Авраам был избавлен от огня халдейского за соблюдение веры [[old:gen:11:start|(Быт. 11)]]. С этою мыслью согласны и слова Иеремии, говорящего от лица Господа: «как теплоту в пустыне Я нашел Израиля вместе с убитыми мечем» [[old:ier:31:start|(Иер. 31)]]. Ибо, говорит, когда весь мир, раненный мечами идолослужения, лежал бездыханным, Я нашел Израиля в Аврааме имеющим теплоту веры, как врач, который после битвы, когда между трупами умерших заметит в ком-либо по ударам жил признаки жизни, прилагает попечение к ранам, чтобы восстановить здоровье. Вместо написанного: ώς θερμόν, то есть //как теплое// латинский переводчик, введенный в заблуждение двусмысленностию слова, перевел //волчий боб//, в чем погрешают и многие из греков. Однако нужно знать, что в еврейском вместо теплоты написано thoda, что означает благодать, так как именно благодатию Божиею, а не за свои дела был спасен Израиль. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить** С 8 по 10 ст., как это обычно у пророка Исаии и характерно для него, картина резко меняется: вслед за возвещением наказания идет обещание наград наказание - всему нечестивому еврейскому народу, а награды - благочестивому "остатку" сынов Иакова и Иуды. Основная мысль отдела - о сохранении некоторых из большинства погибших - пластично выражена в образе здоровой, сочной виноградной кисти, очевидно, находящейся на зараженном дереве. Как самый этот образ, так и заключающаяся в нем идея, имеют несомненную связь с раннейшими главами того же пророка "О винограднике Божием" (5-6 гл.) Можно даже устанавливать связь этих речей и с известными евангельскими приточными образами [[new:mf:21:37|(Мф. 21:37-41]]; [[new:in:15:start|Ин. 15 гл.).]] //**Толковая Библия.**// [<10>]