[<10>] ====== Толкование на Ис. 66:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих** См. Толкование на [[old:is:66:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 66:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих** Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения, могущие сделать светлым душевное благообразие! **«На кроткого**, – говорит, – **и молчаливого, и смиренного»**, а затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели происходят: **«и трепещущего словес моих»**. Что это значит: **«трепещущего словес моих»**? Значит – такого человека, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: //«блажен муж, иже боится всех за благоговение»// [[old:pr:28:14|(Притч. 28:14)]]. И мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему более благоволения и благорасположения; а гораздо более окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и сказал: **«воззрю на кроткого, молчаливого и трепещущего словес моих»**. Итак, будем трепетать слов Его и со всяким страхом исполнять их. А слова Его – это заповеди, данные нам от Него. **«Воззрю»**, говорит Он, то есть, удостою своего попечения, простру руку, во всем помогу, в изобилии излию щедроты Свои. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 55.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих** См. Толкование на [[old:3ts:19:12#prp_makarij_velikij|3 Цар. 19:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим** См. Толкование на [[old:is:66:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 66:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим** //А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.// Это - одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту "этического монотеизма", до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения - смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее [[new:lk:18:09|(Лк. 18:9-14)]]. Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5-6)]], так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца [[old:is:30:19|(Ис. 30:19;]] [[old:is:64:05|64:5-6]]; [[old:ps:050:start|Пс. 50)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]