[<10>] ====== Толкования на Ис. 66:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Глас вопля от града, глас от храма, глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся** //и Аз изберу поругания их, и грехи их воздам им// [[old:is:66:04|(Ис. 66:4)]], тотчас показывает и исполнение угроз, и как будто бы неприятели уже взяли их город и храм, глас, говорит, слышен от града, глас от храма, так как плакали вместе и священники, и рыдал весь народ вообще. И естественно было им, при наступлении бедствия войны, рыдать и стенать, потому что не было избавления от зла. Был, говорит, **глас Господа воздающего воздаяние сопротивящымся**, как бы распоряжающегося и повелевающего губителям - не щадить никого из плененных, но сильнее нападать на противников, ибо они (Иудеи) не столько сопротивлялись нападению врагов, сколько воле Владыки. Это (последнее) и было для них причиною и плена, и страданий. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Глас вопля от града,** потому что окружили его враги; **глас от храма,** потому что вопиют или священники, возносящие молитву, или жители городов, которые, будучи теснимы врагами, прибежали туда с намерением найти себе убежище. **Глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся**, воздающего нечестивым Иудеям и язычникам, которые дерзнули напасть на них прежде нашествия племени Гога. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим** Мы хотим знать, что это за посрамление иудеев, которые говорили: да прославит Себя Господь, чтобы мы посмотрели на ваше веселие и чтобы мы не в пустых обещаниях, но глазами видели торжество вашего Царя. **Голос**, говорит, **вопля из города**: без сомнения, указывает на Иерусалим, окруженный римским войском и разделенный внутри вследствие мятежа на три части, когда один занимал храм и владел всем, что прежде было священным, совне сражаясь против неприятелей, а извнутри против сограждан. В то время и в городе и в храме был слышан вопль как священников и левитов,так простого народа, и женщин и детей, когда Господь воздал возмездие врагам Своим, исполняя угрозу, с которою Он сказал: //оставится вам дом ваш пуст// [[new:lk:13:35|(Лк. 13:35)]], и оное пророчество: //оставим дом Мой// [[old:ier:12:07|(Иер. 12:7)]], когда охранявшие храм ангелы единогласно сказали: „ перейдем из этих мест“. Об этом не только Иoсиф, автор иудейской истории, но за много веков ранее псалмопевец свидетельствует говоря: //видех беззаконие и пререкание во граде// [[old:ps:054:10|(Пс. 54:10)]], которое окружало стены его весь день и всю ночь, чтобы был разрушен город и чтобы исполнилось оное пророчество: //Сион яко нива изорется и Иерусалим яко овощное хранилище будет// [[old:mih:03:12|(Мих. 3:12)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим** //Но они будут постыжены. Вот... голос из храма, Голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим.// Преследующие верных Господу и Его Мессии иудеев и злобно издевающиеся над ними будут жестоко посрамлены: знамение славы Господней, как источник высокой духовной радости, действительно, будет дано верным сынам Израиля и оно пристыдит глумящихся. Последние потерпят и еще более сильное прямое наказание от Господа, воздающего возмездие врагам своим, о чем подробнее говорится дальше (15-18 и 24 ст.), В словах данного пророчества о страшном шуме в городе и голосе, выходящем из храма, блаженный Иероним и многие другие толковники усматривают определенный намек на подобные факты из истории осады Иерусалима Титом, как она описана Иосифом Флавием (Иудейские войны, VI 5, § 3 и др.). Ближайшей параллелью к этому месту являются два стиха из 26 гл. - 11-й и 21-й. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:66:05#lopuxin_ap|Ис. 66:5]] [<10>]