[<10>] ====== Толкования на Ис. 66:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме утешитеся** См. Толкование на [[old:is:66:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 66:12]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:66:12#prp_efrem_sirin|Ис. 66:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается** Милосердию Творца по отношению к своим тварям мы научаемся из примера матерей, которыe, кормя детей по любви [к ним] на коленах, превосходят всякую любовь. Поэтому Бог, желая показать, как Он любит сотворенных Им, говорит: //еда забудет жена, еже (не) помиловати исчадия чрева своего. Аще же и забудет сих она, но Аз не забуду тебе// [[old:is:49:15|(Ис. 49:15)]]. Этот смысл имеет и оное евангельское [изречение], в котором Господь говорит к Иерусалиму: //колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле свои, и не восхотесте// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]? И Второзаконие, в котором говорится нечто подобное: //яко орел покры гнездо свое, простер криле, прият их, и подъят их на раму своею// [[old:vtor:32:11|(Втор. 32:11)]]. Писавшие о природе животных говорят, что всем зверям, и крупному и мелкому скоту и птицам врождена любовь к детям и птенцам своим, но самая большая любовь у орлов, которые помещают гнезда на высоких и недоступных местах, чтобы змея не причинила вреда птенцам. Также находят между птенцами его [орла] камень аметист, который имеет силу над всеми ядами. Если это верно, то справедливо любовь Бога к творениям Его сравнивается с [любовию] орлов, который всякого рода охраною защищает чад Своих, чтобы дракон и древний змей, диавол и сатана не подкрался к новым детям, чтобы, именем камня, который полагается в основание Сиона, сокрушались все ковы противников. **Иерусалим** же этот, в котором дети будут утешаемы матерью и ласкаемы на коленах, есть тот, о котором пишет апостол: //а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]]. Насыщенный молоком этого утешения он утешал других, имевших нужду в словах его, говоря: //благословен Бог, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякия скорби, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога// [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1:3]][[new:2kor:01:04|-4)]]. Когда они утешатся, то будет сказано им: //и увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как трава, произрастут//, или //взойдут// или по Симмаху //процветут// [[new:in:16:22|(Ин. 16:22)]]. Увидят же, без сомнения Бога, что служит истинною радостию. О таковых Господь говорил: //блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Видение Его есть совершенная радость, происходящая в сердце, обладающем полною верою, и за нею следует произрастание костей, о которых мы уже прежде сказали. Если читатель забыл это, то пусть опять обратится к прежнему толкованию. Ибо лучше ему снова прочитать написанное, нежели нам повторять сказанное. **И будет известна**, говорит, **рука Господня у врагов Его и будет угрожать неверующим или врагам Его**. Рука же понимается или в смысле могущества, так как Бог все может исполнить, что обещает, согласно с тем, что от лица Бога говорит Моисей Фараону: //ныне пустив руку Мою, поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишеся от земли// [[old:ish:09:15|(Исх. 9:15)]]. И еще он тому же тирану: //се рука Господня будет на скоты Твоя// [[old:ish:09:03|(Исх. 9:3)]], о которой псалмопевец говорил к Богу: //рука Твоя языки потреби, и насадил я еси// [[old:ps:043:03|(Пс. 43:3)]]. Или, по крайней мере под рукою Господнею следует понимать Христа, о котором и выше мы читали: //рука Моя сотвори сия вся// [[old:is:41:20|(Ис. 41:20)]]. Господь соделает ее известною рабам своим и боящимся Его и будет угрожать неверующим и врагам Своим, одним обещая награды, другим наказания. При этом следует обратить внимание на ту особенность слов, что Он не сказал: нанесет врагам Своим, но **будет угрожать**, чтобы, устрашенные угрозою они и сами обратились к служению Господу. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме** //Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас..//. Материнская любовь - высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он "один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей..." Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних[[old:is:49:15| (Ис. 49:15)]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:66:05#lopuxin_ap|Ис. 66:5]] [<10>]