[<10>] ====== Толкования на Ис. 66:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-18 **Се бо, Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне: огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа. Очищающиися и освящающиися во вертоградех и в преддвериих ядущии мясо свиное и мерзости и мыши вкупе погибнут, рече Господь. И Аз дела их и помышление их вем** Достаточно утешивши тех, которые обитают в новом Сионе, то есть, в церкви и обещав им весьма обильное утешение и сообщение духовных благ, а сверх того воскресение из мертвых и вышние обители и свойственную им славу, говорит, что не останутся безнаказанными дела тех, которые не захотели повиноваться Ему. Ибо, говорит, **приидет яко огнь и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне**. Изрядно утешив живущих в новом Сионе, т. е. в церкви, и обещав им превосходнейшее утешение, дарование благ духовных, а кроме того еще воскресение из мертвых и горние селения и будущую в них славу, говорит, что, если кто обнаружит непослушание, тому подобный его поступок не пройдет безнаказанным: **приидет**, говорит, **яко огнь**, //ибо сойдет с небес во славе Отца Своего, со ангелы святыми// [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. Такова именно колесница Его, как поется в псалмах: //колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующий// [[old:ps:067:18|(Пс. 67:18)]]. **Придет** же-** воздати яростию отмщение, и прещение во пламени огненне**. Прещение обозначает отвержение, ибо Он скажет умершим во грехах: //идите от мете проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Таким образом, говорит, **судитися будет вся земля**, и как бы пораженные мечем божественного гнева **мнози язвени будут**. Это, конечно, те, которые подвергаются вечному наказанию, идут в огнь неугасимый, опутанные узами собственных прегрешений. Большему в сравнении с прочими наказанию будут подлежать освящающиися и очищающиися в вертоградех, т. е. те, которые отвергают искупление чрез Христа и бесчестят благодать святого крещения, оправдывающую нечестивого и освобождающую от всякой вины оскверненных грехами,-которые любят более пребывать в заблуждении и невежестве, покланяться несуществующим богам и прибегают к нечистым и гнусным очистительным обрядам. Очищаются же они, - как сами думают, обольщая себя и других, - или тем, что окропляются водою, или тем, что носят кругом зажженные факелы в уверенности, что это очищает души их от скверн порока. А что при этом совсем не может быть и речи о благопристойности и приличии, или даже человеческого смысла, но что они, напротив, уподобляются скотам несмысленным, это показывает, говоря: очищаются в **вертоградех**, т. е. в рощах или дубравах, //под дубом, и под елию, и под древом ветвенным// [[old:os:04:13|(Ос. 4:13)]]: выстроены были у них там жертвенники и храмы демонам, и в преддвериях храмов они ели мясо свиное. Но в этом – признак сластолюбия. Покланялись они и мерзостям и мышам: до такой степени умопомрачения дошли некоторые из суеверов, что имели в святилищах статуэтки и изображения мышей. Но, говорит, все они **вкупе погибнут**, т. е. вместе с непокорными из Израильтян, ибо **Аз вем дела их и помышление их**. Помышлением называет похоти, последовав которым, они сделались изобретателями худых начинаний, в силу чего и появилось введение мерзостей, хотя надлежало служить единому, естественному и истинному, Богу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Се бо. Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его**. Это - образ тех народов, рукой которых Господь хочет наказать непокоряющихся закону Его. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом** Рука Господня, которая будет известною рабам Его и боящимся Его, сама угрожает неверующим или врагам Его, что если они не принесут покаяния, то подвергнутся следующему затем: **ибо вот**, говорит, **приидет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь или буря**. Под ними мы должны понимать силы ангельские, когда прийдет Господь во славе Отца с ангелами Своими судить живых и мертвых: но не в том смысле, что Бог есть огонь, а в том, что Он кажется огнем для подвергающихся наказаниям. И хотя Моисей сказал: //Бог огнь потребляяй есть// [[old:vtor:04:24|(Втор. 4:24)]] и это же самое подтверждает апостол [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]], однако Спаситель, выражая сущность Божества, говорит: //дух есть Бог// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. А между духом и огнем, по буквальному (corporalem) пониманию, много различия. Но если Он есть огонь или дух, то почему Он называется имеющим глаза, и уши, и руки, и ноги, и чрево и прочие члены тела, тогда как дух и огонь не имеют их? Следовательно Бог называется огнем истребляющим потому, что истребляет в нас всякий порок,--сено, дрова, и солому и терния, то есть заботы века сего, принесенные вместо доброго семени бесплодною землею, о которой к Евреям говорится: //а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, ея же кончина в пожжение// [[new:evr:06:08|(Eвр. 6:8)]]. Об этом огне и Господь говорил в Евангелии: //огня приидох воврещи на землю// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]], и выше мы читали: //разгорится яко огнь беззаконие и яко троскот сухий пояден будет огнем// [[old:is:09:18|(Ис. 9:18)]]. Он [истребляет] также и все плевелы, которые посеял враг человек, когда спал домовладыка [[new:mf:13:start|(Мф. 13)]]. Об этом и в послании Иакова пишется: //мал огнь коль велики вещи сожигает!// [[new:iak:03:05|(Иак. 3:5)]]. И в Притчах: //во мнозех древех растет огнь// [[old:pr:26:02|(Притч. 26:2)]], хотя пoд тем, что служит притчею, можно понимать и другое [[old:prsir:28:start|(Сир. 28)]]. Я полагаю, что этот огонь был и на языках апостолов и всех верующих, когда они говорили различными языками и прогоняли всю тьму заблуждения и просвещали сердца принявших слово Господне [[new:act:02:start|(Деян. 2)]]. Следующее же затем: **как буря — колесницы** (currus) или **четверни** (quadrigae). Его мы могли бы объяснить примерами из Псалмов, в которых написано: //Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест его буря зелна// [[old:ps:049:03|(Пс. 49:3]][[old:ps:049:04|-4)]]. И в другом месте: //колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих// [[old:ps:067:18|(Пс. 67:18)]]. Этими колесницами и конями был окружен Елисей, которых отрок его не мог видеть. Поэтому он говорит: «открой, Господи, глаза отроку этому, чтобы он видел». И по открытии глаз, говорит, увидел он колесницы, и четверни и коней вокруг [[old:4ts:06:start|(4 Цар. 6)]]. На этой огненной колеснице и Илия был взят на небо, когда Елисей взывал: //отче, отче, колесница Исраилева и конница его// [[old:2ts:02:12|(2 Цар. 2:12)]]. Говорится же все это не потому, чтобы Бог имел или колесницы, или четверни, или чтобы возили Его быстрые кони, о Коем в другом месте написано: //ходяй на крилу ветреню// [[old:ps:103:03|(Пс. 103:3)]], но как Он называется сидящим на престоле, когда занимает место судии, так когда Он приходит для мщения, чтобы в волне поразить противников Своих, то изображается в положении победителя и являющегося с триумфом. Относительно **гнева** Господа мы часто говорили, что он так должен быть понимаем, как забвение Его, раскаяние и сокрушение и прочие аффекты, которые не согласуются с величием Божиим. Таким образом и при этом огне и гневе, при этих колесницах и пламени огня будет судиться всякая плоть или Сам Господь с тварями Своими, чтобы приговор казался произнесенным не вследствие могущества, а вследствие истинного суда, сообразно с тем, что подробнее у Михея и кратче в пятидесятом псалме говорится: //яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда будешь судиться// [[old:ps:050:06|(Пс. 50:6)]]. Под мечем же, которым будет судима всякая плоть, важно понимать тот, о котором и прежде мы говорили, и теперь отчасти скажем: „если не обратитесь, Он направит меч Свой“ [[old:ps:007:start|(Пс. 7)]]. На этот меч, карающий грешную плоть и всякие пороки, жаловались израильтяне, когда он был дан в руки Фараона, и говорили Моисею и Аарону: //да видит Бог и судит вам, яко огнусисте дух наш пред Фараоном и пред рабы его, дати меч в руки его, убити нас// [[old:ish:05:21|(Исх. 5:21)]]. Об этом мече и у Амоса написано: //от меча скончаются вси грешнии людей// [[old:am:09:10|(Ам. 9:10)]], хотя конечно есть и другие роды наказаний. Следовательно, что наносит удары, и поражает, и истязает, и мучит, все это называется в Священных Писаниях мечем, каковым мечем ранятся или умерщвляются не исполнявшие воли Божией и, по утрате света истины, впавшие во тьму заблуждения. О таковых написано у Иеремии: //аще пременит ефиоплянин кожу свою// [[old:ier:13:23|(Иер. 13:23)]] и у Софонии: „И вы, ефиопляне, будете ранены “ или „умерщвлены мечем Моим“ [[old:sof:02:start|(Соф. 2)]]. В каком смысле следует понимать все содержание этого места, это очень подробно излагает апостол, когда пишет римлянам: //по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия. Иже воздаст коемуждо по делом: овым убо по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный, а иже по рвению противляются убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота на всех людей, творящих злое, иудеев же прежде и язычников// [[new:rim:02:05|(Рим. 2:5-9)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем** С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. //Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницу Его, как вихрь...// Огонь - один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог "в огне" сходит на Синае[[old:ish:19:18| (Исх. 19:18)]], в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню [[old:ish:13:21|(Исх. 13:21-22)]], путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду [[old:1par:21:26|(1 Пар. 21:26)]], Соломону[[old:2par:07:01| (2 Пар. 7:1)]]. Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им "огне" ([[old:is:10:16|10:16-18;]] [[old:is:27:04|27:4;]][[old:is:29:06| 29:6;]] [[old:is:30:27|30:27,]] [[old:is:30:30|30,]] [[old:is:33:12|33:12-14]] и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ([[new:2pet:03:07|2 Пет. 3:7-10;]] [[new:2sol:01:08|2 Фес. 1:8]] и др.). Упоминание о "колесницах" - ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. //**Толковая Библия.**// [<10>]