[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на Исход ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Только что окончив, с весьма великою, по возможности, тщательностью исполненное объяснение на книгу Бытия и восходя от силы в силу, как воспевается в псалмах [[old:ps:083:08|(Пс. 83, 8)]], мы не считаем нужным покидать немного отдохнувшую, так сказать, трость, уже привыкшую к доброхвальным трудам. Мы приступаем с помощью Бога на сие изволяющего и нас умудряющего, к объяснению тех глав в книге Исход, которые, кажется, опущены были нами при составлении нравственного увещания, то есть тогда, когда мы, желая показать, как надлежит нам понимать образ поклонения в духе и истине, старались избегать продолжительности беседы. Ибо, отделив некоторые из содержащихся в пяти книгах Моисея глав и весьма тщательно рассмотрев заключающийся в них духовный смысл, мы в свое время изложили то, что в них было необходимо и наиболее полезно для нравственного наставления, и в таком порядке, какой наиболее соответствовал той или другой главе. А то, в чем таинство Христово естественно могло проявляться как бы еще в сени законной, мы сохранили для последующего затем сочинения. И я знаю, что нам, решившимся теперь потрудиться над этим сочинением, ты, возлюбленный Палладий, будешь споспешествовать молитвою. Это дело весьма мало доступно людям, но оно может быть доступно отчасти, когда Христос открывает к сему путь; потому что Он есть //путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14, 6)]], Он есть //дверь// [[new:in:10:09|(10, 9)]] //в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения// [[new:kol:02:03|(Кол. 2, 3)]]. Составляя же книгу сию, мы не будем изъяснять в каждой главе все непрерывно и по порядку (так как весьма многое, как я сказал недавно, по крайней мере, избранные места, можно найти изъясненными в прежнем сочинении); но что может казаться полезным для предлежащей нам цели, к тому мы, идя прямым путем истины, приступим, по возможности тщательно и подробно исследуя это. Поелику же цель сей книги сводится к искуплению, совершенному чрез Христа, то вполне необходимо прежде всего показать, что род человеческий подвергся величайшей опасности и доведен был до высшей степени несчастия. Ибо так, а не иначе применимо было бы в приличествующем порядке слово о помощи: //ибо сила Моя совершается в немощи// [[new:2kor:12:09|(2 Кор. 12, 9)]]. Думаю, что и сведущим, и известнейшим из врачей, если бы они намерены были в чем-либо заслужить удивление за свою мудрость, нужно иметь пред собою больного, над которым бы они могли показать свое искусство. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери Фараоновой, что пришел он к братиям своим с тою мыслию, что его рукою дано будет им спасение [[new:act:07:25|(Деян.7:25)]], что убил Египтянина, укорил Еврея и был обвинен им, что бежал в землю мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора, и женился на дочери его Сепфоре, что умер Фараон, что сыны Израилевы воздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как Евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как сретает его на стану Ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет, и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа, и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к Фараону, но он не хочет отпустить Евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песии мухи, гнойные струны, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день Евреи заколают и едят агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у Египтян. Потом описывается разделение моря, переход Евреев и потопление Египтян; повествуется: как Мариам воспела хвалебную песнь при море; как Израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры, как нисходила манна, явились крастели; как в Хориве Моисей источил воду из камня; как пришли Амаликитяне, вступают с Евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан Израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог; как там даны законы и суды; как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами Израилевыми, и говорит: //покажи ми славу Твою, да разумно вижду Тя// ([[old:ish:33:18|33:18]],[[old:ish:33:13|13]]); как Бог являет себя Моисею и увещавает хранить данные заповеди, и после поклонения тельцу изрекает законы. Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей, и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако, и извещает Израильтян о времени вступления их в путь. Все сие описывает Моисей в книге Исход и в начале ее говорит так: ===== Лопухин А.П. ===== ====Автор книги==== Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: //«напиши сие для памяти в книгу»// ([[old:ish:17:14|Исх 17:14]]). Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: //«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии»// [[old:ish:34:27|(34:27).]] Равным образом пред торжественным заключением завета после Синайского законодательства Моисей, пересказав народу все слова Господни и все законы, //«написал Моисей все слова Господни»// [[old:ish:24:04|(24:4).]] О Моисее, как авторе книги Исход, свидетельствует и Иисус Христос в известных словах к саддукеям: //«о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему…»//. [[new:mk:12:26|(Мк 12:26)]]. Рассказ о явлении Бога Моисею при купине помещается в кн. Исход, и она-то является, по словам Спасителя, книгой Моисеевой. Конечно, выражение //«книга Моисеева»// может значить: книга, говорящая по преимуществу о Моисее или называющаяся по имени Моисея. Но подобное понимание не может иметь места, так как в кн. Исход Моисей не занимает главного места и в названии кн. его имя у евреев не упоминается. Выражение //«книга Моисеева»// имеет лишь один смысл: книга, написанная Моисеем (ср. [[new:in:05:45|Ин 5:45–47]]). В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает Моисеево происхождение книги Исход, дробит ее содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея [[old:ish:15:01|(15:1–18)]]; лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы судей появилась «книга завета» ([[old:ish:20:start|Исх 20–23 гл.]]), в век Соломона «книга начал», обнимающая большую часть содержания кн. Исход; окончательная же редакция ее падает на время Иоафама, современника пророка Исайи. Приблизительно подобных же взглядов держатся Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др. Но мнение о разновременном происхождении содержания кн. Исход не имеет для себя оснований. Множество встречающихся в ней подробностей с несомненностью говорит за то, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое кн. Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, напр., в век Соломона. В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Пифоме (I) и Ефаме ([[old:ish:13:20|13:20]]), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора. Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трехдневное путешествие по пустыне Сур от Черного моря до Меры [[old:ish:15:22|(15:22)]]; прибытие в пустыню Син на 15-й день второго месяца по выходе из Египта [[old:ish:16:01|(16:1)]]; дарование на следующий день манны; расположение станом у подошвы Синая в первый день третьего месяца по исшествии из Египта [[old:ish:19:01|(19:1)]]; явление славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая [[old:ish:19:16|(19:16)]] и т. п. Как современник устройства скинии в пустыне, Моисей отмечает, что ее деревянные части были сделаны из дерева ситтим (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, напр., дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Палестины; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «тахаги», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п. Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: //«когда введет тебя Господь Бог твой в землю хананеев, хеттеев, аморреев, евеев»// ([[old:ish:13:05|13:5;]] [[old:ish:23:23|23:23]] и д.; [[old:ish:34:11|34:11]] и д.) не оставляет никакого сомнения в том, что кн. Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Палестину. ====Время и место написания книги==== Насколько можно судить по вышеприведенным местам кн. Исход ([[old:ish:17:14|17:14;]] [[old:ish:24:04|24:4;]] [[old:ish:34:27|34:27]]), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана //«Сыны Израилевы,// говорится в [[old:ish:35:16|35 ст. 16 гл.]], //ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской»//. ====Цель написания книги==== Ближайшая цель написания кн. Исход заключается в том, чтобы дать народу еврейскому и увековечить в его памяти религиозно-нравственные и гражданские законы ([[old:ish:13:05|13:5,]] [[old:ish:13:08|8–11;]] [[old:ish:34:11|34:11]] и д.); более отдаленная сводится к указанию исполнения данных праотцам народа еврейского обетований ([[old:ish:05:02|5:2–8]]). ====Период, обнимаемый кн. Исход, и разделение ее содержания==== Книга Исход обнимает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» [[old:ish:01:08|(1:8)]], до первого месяца второго года по исшествии их из Египта [[old:ish:40:17|(40:17)]], т. е. с лишком 400 лет (о продолжительности пребывания евреев в Египте см. в объяснении [[old:ish:12:49|49 ст. 12 гл]].). Ее содержание излагает историю народа израильского «от той минуты, когда евреи под давлением фараонов начинают чувствовать взаимную солидарность, сближаются все теснее и теснее чувством общей опасности и чудесами, сопровождавшими исшествие из страны порабощения — до дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной около главного святилища — скинии». Заключенное в эти рамки, все содержание кн. Исход может быть разделено на три части: – первая после краткого вступления [[old:ish:01:01|(1:1–7)]], связывающего повествование кн. Исход с кн. Бытия, рассказывает об освобождении народа из египетского рабства ([[old:ish:01:08|1:8]] — [[old:ish:13:16|13:16]]); – вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синая ([[old:ish:13:17|13:17]]–[[old:ish:18:27|18:27]]); – третья повествует о заключении и обновлении завета Бога с избранным народом ([[old:ish:19:01|19:1]]–[[old:ish:40:38|40:38]]). [<10>]