[<10>] ====== Толкования на Исх. 1:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа** См. Толкование на [[old:ish:01:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 1:5]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. **Воста же царь ин во Египте, иже не знаше Иосифа** Кто был этот **царь, не знавший Иосифа**? За достоверное полагают, что возвышение **Иосифа** и переселение Иакова в Египет последовало во время господства в нижнем Египте пастушеского семетического племени Гиксов, пришедших в Египет из соседних восточных стран и вытеснивших отсюда туземных царей. Так как Израильтяне вели пастушеский образ жизни, то не мудрено, что они пользовались особенным благоволением от тех, которые сами принадлежали к пастушескому племени. Этим благоволением объясняется и то, что Израильтяне водворены были в плодородной области, где притом жили особняком от туземцев-Египтян, питавших отвращение к скотопитателям [[old:gen:46:14|(Быт. 46:14)]] и без помехи с их стороны устрояли свое благосостояние. Господство Гиксов, известных также под именем царей-пастырей, продолжалось 500 лет, пока около 1600 года до Рождества Христова они не вытеснены били туземными царями верхнего Египта, которые сделались таким образом повелителями всей страны. К этой-то туземной династии принадлежал тот **царь**, который **не знал Иосифа**, т.е. или совсем не знал его истории, или, что вероятнее, не хотел признать заслуг его для Египта, потому что находился во враждебном отношении к той династии, при которой служил и возвысился **Иосиф**. //**Толкование на паремии из книги Исход**// ===== Лопухин А.П. ===== **И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа** //Угнетение их новым фараоном// На время размножения евреев падает изменение их общественного положения. Виновником этого является «новый (греч. ετερος, слав. «ин»; ср. [[new:act:07:18|Деян. 7:18]]) царь». Почему он называется таким именем, по новым ли отношениям к евреям, или же по своему происхождению из новой сравнительно с прежней династии, сказать довольно трудно. Большинство экзегетов держится, впрочем, того взгляда, что фараон-гонитель (Тотмес III) происходил из туземной Египетской династии, свергнувшей иго пастушеского племени гиксов, во время господства которого переселился в Египет Иаков. Свою ненависть к прежним поработителям он перенес и на дружественных им евреев. Подтверждением справедливости подобного взгляда может служить то соображение, что фараону гиксу не было побуждений притеснять евреев. Наоборот, пришельцы гиксы естественно должны были искать поддержки в таких же, как и они, пришельцах-евреях. Новый царь //«не знал Иосифа»//, — слыхал, может быть, об имени и делах, но не признавал его заслуг, как первого сановника при фараоне враждебной династии. [<10>]