[<10>] ====== Толкования на Исх. 2:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-10 **Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его** Когда Бог и Отец умилостивился наконец над поднебесною, которая служила нечестивому мучителю и жесточайшему хищнику, //Сына Своего не пощадил//, по написанному [[new:rim:08:32|(Рим. 8:32)]], //но предал Его за всех нас. Ибо во образе сый// и в равенстве с Ним, рожденный от Него и в Нем сущий по естеству Сын, доведши Себя до истощания, соделался подобен нам [[new:fil:02:06|(Фил. 2:6-7)]] и, как говорит премудрый евангелист Иоанн, //пришел к своим// [[new:in:01:11|(Ин. 1:11)]], потому что Он //послан// был, как сам говорит в одном месте,// к погибшим овцам дома Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]; но //свои Его не приняли// [[new:in:01:11|(Ин. 1:11)]]. Посему Он и сильно обвинял их устами Исайи, говоря: //Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2-3)]]. Так, когда происшедшие от племени Израилева оскорбили и не познали Того, Который был по естеству и истинно Владыкою, тогда призваны были чрез веру идолопоклонники, и нечистое и гнуснейшее общество безбожников познало Искупителя. И об этом-то предвозвещено было израильтянам устами пророков: //И поставил Я стражей над вами, [сказав]: `слушайте звука трубы'. Но они сказали: `не будем слушать'. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли// [[old:ier:06:17|(Иер. 6:17-19)]]. Итак, усматривай, ясно усматривай таинство Христово и в том, что относится до Моисея, как я уже сказал. Божественный Моисей происходил из колена и племени Левиина. И сам Еммануил наименован Архиереем //преподобным, незлобивым//, таким, Который весь свят [[new:evr:07:26|(Евр. 7:26)]], хотя и представляется происшедшим от колена Иудина, чтобы веровали в Него и как славного и Царя, и чтобы священство Ему принадлежало не по плоти, как оно принадлежало учителям иудейским, но как Богу и Царю всяческих в освящении и славе. Итак, образ является в плотском, дабы превысшее плоти истинное, то есть Христос, уразумеваем был как новорожденное дитя по причине незлобия Божества, или потому, что соделался //новая тварь// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. Ибо мы совлекшись обветшания в тлении, в Нем преведены к обновлению жизни. Младенец же есть как бы новая тварь. А что новорожденное дитя есть знамение незлобия — это без труда может видеть всякий, кто хочет, и из самих слов Спасителя. Именно жены некогда приступали к Нему и приводили// младенцы, да руце возложит на них,// как написано [[new:lk:18:15|(Лк. 18:15]]; [[new:mf:19:13|Мф. 19:13)]]. Ученики же, считая это за тягость для Него, отстраняли их. А Он им на это: //пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное// [[new:mf:19:14|(Мф. 19:14]]: сн.: [[new:lk:18:16|Лк. 18:16)]]. Равно также, когда в одно время зашел между ними спор о том, //кто больше в Царстве Небесном// (так говорит нам премудрый евангелист), тогда Иисус, взяв, сказано, //поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное// [[new:mf:18:01|(Мф. 18:1-3)]]. А что значит, чтобы мы обратились и уподоблялись детям, это разъяснял блаженный Павел, который пишет: //Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни// [[new:1kor:14:20|(1 Кор. 14:20)]]. Итак, несомненно, что Христос, по причине незлобия Божества, как бы знаменуется в младенце. Далее, в Священных Писаниях с намерением умолчано об отце Моисея. Следовало бы сказать: такой-то //поя от дщерей Левииных//; а там сказано: **бяше некто** [[old:ish:02:01|(Исх. 2:1)]], поелику чрез это косвенно указывается на то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был только вместо отца. Но **дитя было лепо**, сказано [[old:ish:02:02|(ст. 2)]]. И Христос наименован и есть //красен добротою паче сынов человеческих// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]]. Взывает к Нему также и в ином месте божественный Давид: //препояши меч Твой по бедре Твоей, сильне, красотою Твоею и добротою Твоею// [[old:ps:044:04|(ст. 4-5)]]. Но никто не может сомневаться в том, что под красотою должно разуметь красоту в славе, говорю, и в естестве превышающего все Божества; потому что не плотские же красы приписывать станет кто-либо Самому Христу и вменять их Ему в славу; да не будет. Ибо все таинство домостроительства воплощения состоит в Его истощании и уничижении. Пишет же в одном месте и пророк Исайя о Нем: //и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче сынов человеческих// [[old:is:53:02|(Ис. 53:2-3)]]. И мы отнюдь не говорим, что слово пророческое изображает красоты Божества, но что, напротив, оно убеждает нас думать, что красы плоти, сравниваемые с славою Божества, не стоят никакого внимания, никакой цены. Ибо Сын явился в виде весьма не зрачном. Будучи Бог по естеству, Он соделался подобен нам. А человеческое безмерно отстоит от Бога и без всякого сравнения ниже Божества. Смотри же, как жена, родившая Моисея, когда фараон повелел привести в исполнение козни против всего мужеского пола, скрывает младенца; потом, вложив его в тростниковую корзинку и закрыв, опускает в ковчежец и бросает его в реку; но его тотчас же берет оказавшаяся при той же реке дочь гонителя, открывает ковчежец и, нашедши плачущего младенца, очевидно угадывает, что это еврейский младенец, и отдает его на воспитание родившей его, обещая и вознаграждение за воспитание. Какой смысл придадим мы этим словам? Или какое таинство необходимо в них видеть? Прежде пришествия Спасителя нашего мужеский пол на земле подвергался козням. А под мужеским полом мы разумеем тех, которые одарены духовным мужеством, приносящим плоды, угодные Богу. Итак, в опасности находится мужеский пол, так как сатана готов потопить его в мирских похотях, как бы в некоем болоте и иле, и готов удушить тех, которые мужественно отказываются от приятностей жизни и от того, что свойственно женскому полу, разумею в нравах и образе жизни. Поэтому-то и говорили духоносные писатели, пораженные, как я думаю, всеобщим совращением на путь неправый: //все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного// [[new:rim:03:12|(Рим. 3:12]]; [[old:ps:013:03|Пс. 13:3]]; [[old:ps:052:04|52:4)]]. Ибо люди того времени совершенно неспособны были к деланию добра: виновник греха не позволял им право действовать. Когда же явился среди нас и сопричислился к подвергавшимся козням Еммануил, этот по естеству и истинно младенец мужеского пола, не ведавший неги, так как Он чужд был слабости греха, то Он в самом начале сокрылся от князя века сего; ибо сокрыт был отрок, то есть Моисей. А когда Он пришел в возраст, то родившая Его синагога, вражескими хитростями диавола побуждаемая к скверноубийству, — так как Христос по плоти явился из среды иудеев, — заключила Его во гроб. И этого наглядным образом является Моисей, как бы руками собственной матери полагаемый в названном ковчежце и потом из него вынимаемый. Ибо синагога иудейская удалила от себя Еммануила. Но дщерь фараонова, то есть Церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, чрез которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец. Что Он не остался между мертвыми, но, поправ смерть, восстал из гроба, в это истинно веруют обретшие верою Того, Который за нас подвергся смерти, чтобы ради нас восстать к жизни. Обретает же дитя плачущее. И Христа обретаем мы повествующим о нечестии иудеев и о том, что сделали они с Ним и как бы плачущим. Ибо с тяжелою грустью говорит Он: //пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий// [[old:ps:021:17|(Пс. 21:17-19)]]. Равно также и в другом месте: //И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом// [[old:ps:068:22|(Пс. 68:22)]]. А что из среды иудеев явился Христос, это знала и этому верила Церковь из язычников. **Рече**, сказано, **дочь фараонова: это из Еврейских детей** [[old:ish:02:05|(Исх. 2:5-6)]]. Впрочем на то, что синагога иудейская по времени примет Христа от Церкви из язычников, Им самим тайноводствуемая, легко может указывать принятие дитяти от дщери фараоновой матерью его. Ибо как бы отринувшая Иисуса и отвергшая Его своим неверием синагога иудейская в последние времена примет Его, тайноводствуемая гласом Церкви. Предуказывается даже и то, что такое принятие будет для нее не безвыгодно, но подаст великую надежду. Ибо смотри, как дщерь фараонова обещала вознаграждение матери Моисеевой, пожелавшей воспитывать рожденное от нее дитя. Итак, рождение Моисея и случившееся с ним для здравомыслящих весьма ясно указывает на таинство Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь. ===== Лопухин А.П. ===== **Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени** //Рождение Моисея// На время действия третьей меры падает рождение Моисея от Амрама и Иохаведы ([[old:ish:06:20|Исх. 6:20]]; [[old:chis:26:59|Чис. 26:59]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]