[<10>] ====== Толкования на Исх. 3:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-6 **Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** А поелику Он есть благ, то послал с неба, как нашего Спасителя и Искупителя, Сына Своего, Который соделался подобен нам, то есть явился человеком. И это опять гадательно предвозвещало нам Священное Писание. В нем сказано так: **Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** [[old:ish:03:01|(Исх. 3:1-6)]]. Закон Бог дал в помощь, по слову пророка (так как он, по Божию смотрению, провозгласил Моисея «пестуном», [[new:gal:03:24|Гал. 3:24]]) и, так сказать, установил сень в знамение совершеннейшего, до того, конечно, времени, когда имела воссиять истина. И целью пестунства было таинство Христово, которое очень ясно указано было в видении. Ибо купина есть кустарниковое растение, бесплодное и мало отличающееся от терновника. Великий же пламень объял ее. В образе огня явился святый Ангел. И пламень весьма высоко поднимался, но нисколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему-то божественный Моисей и поражен был видением. Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: //Бог наш есть огнь поядающий// [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29]]; сн.: [[old:vtor:04:24|Втор. 4:24)]]; а в другом случае: //дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет// [[old:ps:102:15|(Пс. 102:15)]]. Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: //ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно//, как и премудрый Павел засвидетельствовал [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]]. И //Который обитает в неприступном свете// [[new:1tim:06:16|(1 Тим. 6:16)]], то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе. И в нас вселилось Слово Божие, не наказания требуя и не суд наводя, но озаряя нас благостными и весьма тихими приражениями. Так Оно и Само говорит: //не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него// [[new:in:03:17|(Ин. 3:17)]]. Итак, купина не сгорала, хотя и объята была пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения, как я только что сказал; напротив, нас также осиявает Христос чрез Святого Духа и пребывает в нас чрез Него, и в Нем мы можем вопиять: //Авве Отче// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]. Изумленный же видением, блаженный Моисей прибавлял еще следующее, говоря: **пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает** [[old:ish:03:03|(Исх. 3:3)]]. Но ему тотчас же препятствует в сем блаженный Ангел, говоря как бы от лица Бога: **не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая** [[old:ish:03:05|(ст. 5).]] Пустыню безводную, произращающую только терние, среди которой была и купина, называет землею святою. Но и всякое место, на котором находится Христос, свято. Премудро и то, что это является в пустыне, представляющей собою образ Церкви из язычников, к которой относится и слово Священного Писания: //Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс// [[old:is:35:01|(Ис. 35:1)]]. Обещает Бог также и в другом месте сотворить //пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды// [[old:is:41:18|(Ис. 41:18)]]. Ибо обильно излилась на нас, призванных из язычников, благодать Спасителева, и как бы некая река, изливающая вышние струи, напаяет обильно. О сем говорит нам и божественный Давид: //Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней// [[old:ps:106:33|(Пс. 106:33-34)]]. Итак, купина — в пустыне, и земля, на которой она была, есть святая и посвященная Богу. И Моисей, приступая к ней, встречает препятствие и получает повеление снять обувь с ног. Это есть знамение мертвости и тления, так как всякая обувь есть остаток умершего и предавшегося тлению животного. Итак, Христос недоступен для тех, которые под законом и под детоводительным служением. Необходимо прежде омыть скверну и стереть нечистоту греховную. Но //невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи// [[new:evr:10:04|(Евр. 10:4)]]; ибо// законом никто не оправдывается// [[new:gal:03:11|(Гал. 3:11)]]. А коль скоро грех еще не упразднен, то необходимо, чтобы тление имело силу, и смерть еще властвовала над оскверненными. Таким образом, желающие видеть таинство Христово должны наперед отложить служение в прообразах и тенях, не побеждающее ни тления, ни греха. Ибо тогда они уразумеют и вступят в святую землю, то есть в Церковь. А что не отказавшиеся от служения по закону подлежат власти тления, это уяснит Сам Христос, говорящий:// истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни// [[new:in:06:53|(Ин. 6:53)]]. Это и было таинство, не у живших по закону, но у приявших веру, оправданных во Христе и получивших наставление, высшее законного, разумею евангельское. Итак, под властью тления и как бы в законе находятся те, которые еще не свергли с себя чрез веру бремя матери смерти, то есть греха: и таковые еще далеки от Христа. Когда же снимут обувь, то есть тление, не имеющее силы к оправданию, и приимут истинно животворящую благодать, тогда приблизятся к оправдывающему нечестивого то есть ко Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает** Ст. 5-6 **И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** **Моисей же бяше пасый овцы** в горе Хорив, и видит Ангела **в пламени огненне в купине**. Когда же он подошел ближе, чтобы рассмотреть купину, которая горит огнем, и не сгорает; тогда подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении, и сказал: **не приближайся семо,** как приближаются к месту обыкновенному. **Место бо свято есть,** подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней нисходили и восходили Ангелы, для охранения Иаковлева; а сие место свято, потому что здесь Бог в пламени горящей купины. **Иззуй сапоги твои**, и иди, попирай Египтян, потому что протекло уже тридцать лет, как приспело время собирания египетского винограда. Когда же Моисею предстало видение, невыносимое для очей его; тогда **отврати лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога,** хотя и взирал прежде на Ангела. Купина, из которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годною для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живого. И тебе, Моисей, дается в этом знамении: как видел ты Бога, обитающего в огне, так и вы огнем должны служить Богу, обитающему в огне. ---- Моисей в Египте был в великом почете: он был назван сыном дочери фараона, но, отвергнув это, предпочел жить в нужде и быть пастухом. **//Гимны о рае.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву** Употребленное в еврейском тексте для обозначения отношений Иофора к Моисею слово «хотен» значит не только «тесть», но «зять» [[old:sud:19:05|(Суд. 19:5)]] и даже «шурин», брат жены ([[old:sud:01:16|Суд. 1:16]]; [[old:sud:04:11|4:11]]; [[old:chis:10:29|Чис. 10:29]] по русск. тексту). Сообразно с этим само по себе оно не представляет еще несомненного указания на то, что Иофор одно и то же лицо с Рагуилом, отцом Сепфоры, жены Моисея. Подобное значение оно приобретает при свете других библейских мест, дающих понять, что по отношению к Моисею Иофор является родственником. Так, Моисей, намереваясь отправиться в Египет, спрашивает у Иофора согласия на это [[old:ish:04:18|(4:18)]], равным образом, получив известие о его приближении, вышел навстречу ему и поклонился [[old:ish:18:06|(18:6–7)]]. Почетная встреча Иофора соответствует положению его, как отца жены Моисея, и наоборот, является странной, если представлять его братом Сепфоры, шурином Моисея. Название Хорив усвояется и целому горному хребту[[old:ish:17:06| (Исх. 17:6)]], в котором лежал Синай, благодаря чему эти два названия оказываются тождественными (ср. [[old:ish:03:01|Исх. 3:1]] с [[new:act:07:30|Деян. 7:30]]; [[old:ish:19:11|Исх. 19:11]] с [[old:vtor:01:06|Втор. 1:6,]] [[old:vtor:01:19|19]]; [[old:vtor:04:10|4:10,]] [[old:vtor:04:15|15]]; [[old:vtor:05:02|5:2]]; [[old:vtor:18:16|18:16]]; [[old:ish:32:01|Исх. 32:1]] с [[old:ps:105:19|Пс. 105:19]]), и отдельной горе, находившейся севернее Синая. Так как Хорив входит в состав гор Синайского полуострова, то очевидно, что под пустыней, углубление в которую («далеко в пустыню», «в конец пустыни», по самаританскому тексту) привело Моисея к этой горе, понимается пустыня Синайского полуострова (см. [[new:act:07:30|Деян. 7:30)]]. Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота (евр. «цон»). **//Толковая Библия.//** [<10>]