[<10>] ====== Толкования на Исх. 9:22 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-26 **И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града** Град, сопровождаемый гласом Божьим, т. е. громом ([[old:ish:19:16|Исх. 19:16]]; [[old:ish:20:18|20:18]]; [[old:ps:028:03|Пс. 28:3–9)]], соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», ср. [[old:iez:01:04|Иез. 1:4)]], побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы [[old:ps:077:47|(Пс. 77:47)]], сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер [[old:prs:16;17|(Прем. 16:17–18)]] седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов. «Навел на них Господь град и гром, — говорит блаженный Феодорит, — показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги — небесные, другие — земные, а иные — подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения. [<10>]