[<10>] ====== Толкования на Исх. 9:27 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны** Как мы пели в песне: «Бог верный, в Котором нет неправды». Поэтому, как уже было сказано выше, относительно фараона мы понимаем без всякого сомнения, что он ожесточился не столько под воздействием силы Божией, сколько по попущению Божьего терпения. Мы знаем, что он даже открыто признается, ведь он сам, когда подвергся нападениям под праведными ударами, в этом сознался: «Боже праведный, вот я и народ мой нечестивый». Ибо какое христианское разумение станет сетовать на неправедного Бога, которого даже нечестивый царь исповедует праведным? **//Проповеди.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны** И сказал фараон Моисею: На этот раз я согрешил. Но разве в предшествующие дни, когда ожесточался, не согрешал фараон? Действительно, он согрешал и прежде, но не так, как в этот раз. Ибо его предостерегли, чтобы он собрал скот, но он не послушался, и за это его постигло более тяжкое, чем предыдущие, наказание из-за его безрассудства в этом бедствии. **//На Книгу Исхода.//** ---- Ст. 27, 35 **И рече Фараон Моисею: согреших ныне.** Но разве не согрешал Фараон прежде сего, когда ожесточался? Действительно, согрешал он и прежде, но не как согрешил в сей раз. Его предостерегали, повелевая собрать скот, но он не послушался, и за сие постигло его наказание тягчайшее предшествовавших, потому что безрассудство его возросло. **Изыде же Моисей,** и при воздеянии рук его **громовое престаша и дождь не укану на землю,** или исчезнув в воздухе, или поднявшись в облака. Ибо равно было удобно, как падать ему из облаков, так и возвратиться в них. Однако и после сего Фараон и рабы его ожесточились и не отпустили народа. ===== Ориген ===== **И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны** Подумай: не для того ли ожесточает Бог сердце фараона, чтобы тот, ожесточенный, не мог сказать то, что сказал: Господь праведен, а я и народ мой виновны. Но он еще больше нуждается в том, чтобы быть ожесточаемым и претерпевать еще большее, чтобы от скорого прекращения ожесточения, презирая ожесточение как зло, не стать достойным еще многократного ожесточения. **//О молитве.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать** Ограничение своего согрешения только еще раз показывает, как неглубоко раскаяние фараона. Причина его в рабском страхе пред всемогуществом Бога, на что указывают слова: //«довольно явления громов Божьих и града»//, но не во всецелом сознании своей греховности — противлении воле Божьей. При таком настроении слова: //«и не буду более удерживать»//, не могут быть принимаемы за выражение твердой решимости отпустить евреев. **//Толковая Библия.//** [<10>]