[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_vasilij_velikij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** **Месяц сей да будет у вас началом месяцев**... Это понимается и в отношении времени года, поскольку говорилось о Пасхе Господней, которая празднуется с приходом весны. Итак, в этом начале месяцев Он сотворил небо и землю, потому что отсюда следовало считать начало мира, когда было приятное для всех весеннее спокойствие. **//Шестоднев.//** ===== Свт. Мартин Брагский ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** Наши предки постановили, что для рождения мира должен соблюдаться целый месяц и что Пасха должна отмечаться в ту часть этого месяца, когда день и луна совпадают. И это не без указания Писания, ведь Моисей говорит: **Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года**, - этими словами он посвятил весь месяц дню рождения мира. Итак, наши предки, решившие, что одиннадцатый день апрельских Календ [т.е. 22 марта] - это день рождения мира, определили, что первый месяц будет до одиннадцатого дня майских Календ [т.е. до 21 апреля]. Таким образом, Пасху дозволено отмечать не ранее 22 марта и не позднее 21 апреля. Когда в этом месяце луна и день совпадают, то есть когда совпадают четырнадцатая луна и воскресный день, тогда пусть отмечается Пасха. Но поскольку зачастую четырнадцатая луна с воскресным днем не совпадает, то они решили продлить луну на семь дней, чтобы воскресный день отмечался в радости [пасхального] воскресения. Итак, когда этот день выпадет до двадцать первой луны, мы часто переносим Пасху ради воскресного дня, чтобы не отмечать ее до 22 марта и после 21 апреля. Так было решено, чтобы в праздновании Пасхи соблюдались месяц, день и луна. **//О Пасхе.//** ===== Прп. Ефрем Сирин===== Ст. 2-3, 6-7, 10-11, 45 **Месяц сей первый будет в месяцех лета, и в десятый день месяца сего до возмет кийждо овча по дому. И будет соблюдено даже до четвертагонадесять дне: и заколют то к вечеру. И помажут кровию его на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое** Агнец есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана низшел в утробу Девы. Поелику от десятого дня седьмого месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до десятого дня первого месяца, в который Ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев: то Ангел сказал Марии: **сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды** [[new:lk:01:36|(Лк. 1:36)]]. Итак, в десятый день агнец заключен, а Господь зачат; в четырнадцатый же день агнец заклан во образ Господа распятого на кресте; и опресноки, которые надлежало снедать с горькими травами, изображают новое таинство Господне, в горести и скорби приемлемое причастниками оного. **Чресла ваша препоясана и сапоги ваши на ногах ваших.** Сие изображает новый сонм учеников, готовый идти и проповедовать Евангелие. **Жезлы в руках ваших.** Это - кресты на раменах Апостолов. **И стоя на ногах ваших;** потому что неприлично Тело живое принимать сидя. **Всякий пришлец да не яст** от него: ибо некрещенный не вкушает Тела. **И кости не сокрушите от него.** Ибо, хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копьем, но кость не сокрушена у Него. //**Толкование на книгу Исход.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** Моисей, многими казнями поразив египтян, в месяц цветов, когда по прошествии зимней суровости едва только появляется приятная весна, выводит их из Египта. ...Сей, говорю, месяц есть первый в месяцах лета. Он приносит радость всей твари. Он, разверзая землю, облекает одеждою обнаженные деревья. Он приносит радость всем животным. Он распространяет между всеми веселье. Он для христиан есть первый месяц Ксанфик, то есть время воскресения, в которое прославлены будут тела их неизреченным светом, еще ныне в них сокровенным, то есть силою Духа, Который будет тогда их одеяние, пища, питие, радование, веселье, мир, облачение, вечная жизнь. **//Духовные беседы.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы. **месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета** См. Толкование на [[old:ish:12:01#ep_vissarion_nechaev|Исх. 12:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года** См. Толкование на [[old:ish:12:01#lopuxin_ap|Исх. 12:1]] [<10>]