[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Если же ее образ имел такую силу и в Храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более - сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в святилище. Эта кровь поставляла во священника. Она образно омывала грехи. Если же образ ее имел такую силу; если смерть так страшилась тени, то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Моисей на дверных косяках израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение - самую Кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира. А Иезекииль говорит, что знак дается на челах людей. //**Беседы на Псалмы.**// ---- См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_vasilij_velikij|Исх. 12:1]] **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Потом закалывается агнец, и честной кровью запечатлеваются дела и ум, или сила и деятельность – эти косяки наших дверей, имею в виду движения мысли и мнения, прекрасно отверзаемые и заключаемые умозрением, потому что и для понятий есть некоторая мера. **//Слова. Слово 45.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Мартин Брагский ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Таинство этого агнца было таким, что и сама тень истины оказалась действенной для спасения иудеев, освобожденных от рабства фараона, как если бы уже прообразовывалась свобода творения от рабства тлению. Образ будущего страдания Христа послужил для прихода спасения, и поэтому Богом было сказано, чтобы в первом месяце года в четырнадцатый лунный день приносился в жертву годовалый агнец без порока, кровью которого следовало помазать на порогах своих домов, чтобы ангел-губитель не тронул их; и что в эту ночь, съев агнца, то есть через празднование Пасхи, они через этот образ получат освобождение от рабства. Образ очевиден: принесенный в жертву агнец - это Христос, чье жертвоприношение состоялось ради нашего освобождения от рабства смерти. Ведь знамением Его креста, как окроплением кровью, мы защищены от ангелов-губителей вплоть до скончания века. //**О Пасхе.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** См. Толкование на [[old:ish:12:02#prp_efrem_sirin|Исх. 12:2]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Вечером того дня, в который закалали агнца, нужно было также помазать кровью его обе подбои и порог дверей в каждом доме израильтянина: это было знамением (будущего избавления кровью) //Христа, как непорочного и чистого Агнца// [[new:1pet:01:19|(1 Пет. 1:19)]], и настоящего избавления от смерти всех первенцев еврейских. Праздник этот должен был отправляться во все роды вечно, то есть до пришествия обещанного Мессии. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Для чего Господь повелел им в самый день праздника убить овцу, если не потому, что Он был Тот, о Ком сказано в пророчестве: //как овца веден был Он на заклание// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]]. Кровью убитого животного были помазаны дверные косяки иудеев, кровью Христа помазуют наши лбы. И было сказано, что этот знак, являясь уведомлением, отводил от таких домов убийцу. Знамение Христа отгоняет от нас убийцу, если наше сердце принимает Спасителя. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы. **И приимут от крове и помажут на обою подвою (на косяках), и на прагах в домех, в нихже снедят тое** Цель помазания кровию закланного агнца **косяков и прагов** (точнее с Еврейского и Греческого, перекладины дверей дома), – объяснена в [[old:ish:12:13|13 стихе]] той же главы: //«и будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую»//. Знамение это было не простым условным знаком, по которому бы Ангел губитель мог различать **домы** Евреев **от домов** Египетских, но имело то значение, что свидетельствовало о вере Евреев в умилостивительную силу пасхальной жертвы, свидетельствовало о их смиренном сознании, что они, как и Египтяне, по своей виновности пред Богом заслуживали казнь от Бога, и могут спастись от ней только по милости Господа, приемлющего от них жертвенную кровь невинного животного, как выкупную цену за них – виновных. Но такое значение кровь бессловесного животного имела не сама по себе, а потому, что преобразовала кровь Божественного Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа, как Агнца Божия, закланного от сложения мира и от вечности подъявшего на Себя грехи всего мира. Если не все, то по крайней мере лучшие из Евреев, начиная с Моисея, не иначе как с верою в сего Божественного Искупителя, взирали на пролитие крови пасхального агнца и на помазание ею дверей **домов** своих [[new:evr:11:28|(Евр. 11:28)]]. – Столп и перекладины дверей помазанные кровию – то же, что двери, двери же дома, по употреблению части вместо целого, означают самый дом, а дом, как жилище человеческое, указывает на живущих в доме. Итак, помазание дверей заменяло собою окропление или помазание агнчею кровию собственно живущих в домах Евреев, следственно, служило таинственною печатью, которою отмечены были члены избранного народа, как назначенные к сохранению от язвы, имеющей поразить Египтян. У пророка Иезекииля есть одно видение, в котором люди благочестивые представляются отмеченными печатью на челе, как предназначенные к сохранению от бедствий, угрожающих Иерусалиму от губителей, т.е. от Вавилонян; бедствия эти постигнут одних нечестивых, и не коснутся благочестивых. Печать, начертанная на их челе, есть буква тав (Т), образ креста Христова, которым не только спасаются от гнева Божия новозаветные верующие, но спасались и все ветхозаветные верующие [[old:iez:09:04|(Иез. 9:4)]]. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== **и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его** Как видно из [[old:ish:12:13|Исх. 12:13]], было предписано кровью кропить косяки и перекладины дверей с той целью, чтобы карающая египтян десница Божья миновала евреев. Если же Ангел-губитель пощадил дома последних потому, что они были окроплены кровью агнеца, то из этого видно, что она была образом искупления, очищения и примирения. Ее значение равносильно значению всякой жертвенной крови [[old:lev:17:11|(Лев. 17:11)]]. [<10>]