[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:8 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** **«С горькими травами»**, потому что жизнь по Богу горька и трудна, особенно для начинающих, и она презирает удовольствия. **//Слова. Слово 45.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** Под снедью же, предлагаемой нам прямо с огня, разумею ту горячую и пламенеющую веру, которую приемлем без замедления и которой вкусив сколько с первого раза принято ядущим, все сокровенное в этих твердых и неразлагаемых понятиях и глаголах оставляем без пытливости и разведывания, предавая такую пищу огню. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_vasilij_velikij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Максим Туринский ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** Они также совершенно не знали требований самого Моисея, который особо заповедал им съесть эту горечь, когда он установил им таинство Пасхи для празднования и сказал: «Вы будете есть это с горечью, ибо это Пасха Господа». Не так, как те считают, приказал он, чтобы они ели очень горькие на вкус дешевые травы, вместе с печеным мясом агнца ели, нет! Он указал на пользу горьких поучений слов Христа, чтобы они были поглощаемы вместе с таинством страданий Господа. Разве не кажутся горькими поучения Господа, когда Он говорит: «Если хочешь быть совершенным, оставь все твое и иди, следуй за Мной», или когда говорит: «Не имей двух одежд, ни сумы, ни обуви»? Это - горькое лекарство поучений для душ. //**Проповеди.**// ===== Ориген ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** Все христиане, которые вкушают плоть Агнца, ежедневно приемлют плоть Слова: Ибо наша Пасха - Христос закланный. И поскольку закон Пасхи таков, что ее вкушают вечером, ибо вечером мира пострадал Господь, ты всегда вкушай от плоти Слова, ведь у тебя всегда вечер, пока не настанет утро. И если этим вечером ты будешь внимателен и в плаче, и посте, и во всяком труде правды проведешь жизнь, сможешь и ты сказать: //Вечером водворяется плач, а на утро радость// [[old:ps:029:06|(Пс. 29:6)]]. Ибо утром ты будешь радоваться, то есть в будущем веке, если в этом веке соберешь плод правды в плаче и труде. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ---- И мясо, испеченное на огне, надо есть с пресным хлебом, ибо Слово Божие - не только плоть, ибо Он говорит: //Я есмь хлеб жизни// [[new:in:06:48|(Ин. 6:48)]], и: //Хлеб же, сходящий с неба, таков, что ядущий его не умрет// [[new:in:06:50|(Ин. 6:50)]]. //Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вечно// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]]. Однако не следует упускать из виду, что в словоупотреблении хлебом называется всякая пища, как и Моисей пишет во Второзаконии: сорок дней хлеба не ел и воды не пил, вместо того чтобы сказать: «Не вкушал ни сухой, ни влажной пищи». То же самое я наблюдал и в том, что сказано у Иоанна: //Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]]. ...Или в покаянии за прегрешения наши, печалясь печалью по Боге, творя покаяние ради непреложного нашего спасения, мы едим мясо агнца и пресный хлеб с горькими травами, или в искушениях, взыскуя и питаясь обретаемым созерцанием истины. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ---- Наконец, и пресный хлеб с горькими травами предписывается есть, и невозможно достичь земли обетования иначе как пройдя чрез горечь. Так и врачи примешивают к лекарствам горечь с целью спасения и ради здравия больных, так с целью спасения и Врачеватель наших душ пожелал, чтобы мы терпели в этой жизни горькое в различных искушениях, зная, что конец этой горечи готовит нашей душе сладость спасения. И напротив, конец сладости, которая присутствует в телесных удовольствиях, как показывает пример этого богача, оборачивается горечью в муках ада. //**Гомилии на Книгу Чисел.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы. Ст. 8-9 **И снедят мяса в нощи той печена огнем, и опресноки с горьким зелием снедят. Не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** Когда жертва, принесенная в дар Богу, отдается для снедения людям принесшим ее, это означает, что Господь, умилостивленный ею, вступает с ними в ближайшее общение подобно тому, как гостеприимство служит знаком близких отношений между хозяином и гостем, – и что соединяющиеся за общею трапезою Господнею должны иметь живое общение в Господе между собою. Весьма знаменательны все подробности предписаний касательно снедения жертвенного агнца. Агнца надлежало приготовить для снедения в таком виде, чтобы он оставался цельным, без раздробления на части и с сохранением в нем соков. Нельзя было отделять от туловища ни головы, ни ног, самые внутренности – желудок, печень и прочее должны были оставаться в туловище, по освобождении их от нечистот. Для сохранения агнца в целости, надобно было испечь его **над огнем**, а не варить в сосуде **с водою**, ибо в последнем случае труднее было бы сохранить его в цельном виде и в полном соку. Для чего же нужно было оставить агнца в таком виде. Для того, чтобы идущие могли видеть в нем наглядное изображение того единства, той неразрывной духовной связи, в какой они должны находиться с Господом и между собою, подобно тому, как причащающиеся от единого таинственного хлеба Евхаристии входят в приискреннее общение с Господом и в отношении друг к другу составляют в общении с Ним единый хлеб, единое тело [[new:1kor:10:16|(1 Кор. 10:16–17)]]. Что же касается до того, что агнец должен быть выпечен совершенно, так, чтобы ничего не оставалось сурового, т.е. недопеченного, недоспелого, причина этого объясняется тем, что мясо недопеченое с трудом снедается, между тем как из следующего стиха будет видно, что мясо пасхального агнца должно быть съедено все в одну ночь, – из него не велено было ничего оставлять до утра. – Мясо пасхального агнца надлежало есть **с опресноками и горьким зельем**. **Опресноки**, как хлебы лишенные мягкости и менее вкусные, чем хлебы вскисшие, должны были напоминать Евреям об их состоянии в Египте, и потому называются хлебами озлобления [[old:vtor:16:03|(Втор. 16:3)]]. Кроме того, на основании Апостольского наставления о праздновании новозаветной пасхи, //не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины// [[new:1kor:05:08|(1 Кор. 5:8)]], некоторые думают, что опресноки, как хлебы чистые от изменяющей и повреждающей естественное свойство муки закваски, должны были напоминать вкушающим о той душевной чистоте, какую они должны соблюдать во время вкушения. – **Горькое зелье** было также символом той горькой участи, какую Евреи терпели в Египте. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== **пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его** Пасхальная трапеза символизировала общее единение участников трапезы между собой и с ее учредителем — Богом. На такое значение пасхальной вечери указывают условия вкушения агнца. Приготовляемый без раздробления на части, пасхальный агнец являлся символом единства и целостности, указывал, что вкушавшие его должны вступить в общение с Господом. В связи с выражаемой пасхальной трапезой мыслью об общении евреев с Богом стоит повеление вкушать агнца с опресноками и горькими травами. В Египте Израилю грозила опасность заразиться развращением своих повелителей [[old:nav:24:14|(Нав. 24:14)]]. Но Господь вывел его из страны порабощения, избрал в народ чистый, святой. Как таковой, он должен изгнать из своей среды прежнюю закваску — нравственную порчу, начать новую безгрешную жизнь. Знаком этого и служило оставление в праздник Пасхи квасного хлеба, символа всего порочного [[new:mf:16:06|(Мф. 16:6]]; [[new:1kor:05:07|1 Кор. 5:7–8)]], и вкушение опресноков, хлеба чистого (евр. mazzot — чистый, ср. [[new:1kor:05:08|1 Кор. 5:8]]). Побуждением проводить такую жизнь служило, в особенности, божественное благодеяние — освобождение от египетского рабства. Напоминанием о горечи этого последнего служило вкушение горьких трав (πικρίδων — LXX, род самой горькой травы, соответствующей дикому латуку), употребление которых, равно как и горькой пищи, служит обычным символом бедствий и страданий [[old:ps:068:22|(Пс. 68:22]]; [[old:ier:02:19|Иер. 2:19]]). //«Не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне»// не стоит в противоречии с [[old:vtor:16:07|Втор. 16:7]]: «ты должен сварить (башал) и есть». Глагол «башал» не значит «варить», а просто «делать готовым», и потому может быть одинаково употреблен и по отношению к печению на огне, и варению в воде. [<10>]