[<10>] ====== Толкования на Исх. 14:28 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** Когда же и фараон с египтянами вторгся в море по этому новопроложенному в водах пути, опять сливается вода с водой и по взаимном соединении разделенных частей моря в прежний вид воды принимают одну непрерывную поверхность. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** Так свидетельствует пророк: //Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять// [[old:ps:113:03|(Пс 113:3)]]. Насчет этого не может быть сомнений, ибо судьбой двух народов, спасением одного и гибелью другого, подтверждается, что течение вод стало как обузданный конь, и те же волны одних окружили, других, обрекая на гибель, покрыли, чтобы одних потопить, а других сохранить. А что в самом Евангелии? Разве Господь не показал тебе, что от слова смягчается волна, разгоняются тучи небесные, утихает дуновение ветров и на мирных берегах повинуются Богу умолкшие стихии? **//О кончине брата Сатира.//** ===== Свт. Андрей Критский ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** //Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты.// \\ [Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников.] //**Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 6.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** Фараон, войско его, все начальники египетские, и колесницы, и всадники их не по другой какой причине потонули в Красном море и погибли, но потому, что ожесточились их несмысленные сердца, после стольких знамений и чудес, совершенных в земле египетской чрез раба Божия Моисея. //**Первое послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** См. Толкование на [[old:ish:14:24#prp_efrem_sirin|Исх. 14:24]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них** За избиение мужеского пола Евреев Бог воздал подобною тому казнью, потопив в Чермном море всех Египтян мужеского пола, чтобы и по отношению к телу в наказании было сходство. //**Письма. Книга I.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом. **И обратившися вода, покры колесницы и всадники и всю силу фараонову, вшедших в след их** (Евреев) **в море, и не оста от них ни един** См. Толкование на [[old:ish:14:26#ep_vissarion_nechaev|Исх. 14:26]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-31 **И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили** Прежнее неверие [[old:ish:14:11|(11–12)]] сменяется под влиянием чуда верой в Господа и доверием к Моисею [[old:ps:105:12|(Пс. 105:12)]]. Так, Чермное море сделалось для народа еврейского купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Господа [[new:1kor:10:02|(1 Кор. 10:2)]]. Сообразно с этим переход через него и прообразует собой новозаветное таинство крещения. «Море, — говорит блаженный Феодорит, — уподобилось купели, облако — благодати Духа; Моисей — иерею; жезл — кресту; прошедший море Израиль — крещаемым, а преследовавшие его египтяне представляли собой образ демонов, сам же фараон служил изображением диавола». **//Толковая Библия.//** [<10>]