[<10>] ====== Толкования на Исх. 16:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет** Чувственную манну мы должны принимать в прообраз манны духовной. Духовная же манна означает нам Самого Христа, а чувственная прикровенно указует на грубое воспитание закона. Не без основания Законодатель повелевает собирать ее только на день и воспрещает хранить на завтра, как бы в загадке указуя древним на то, что с воссиянием уже времени спасения, когда явился с плотью в мире Единородный, должны совсем упраздниться подзаконные прообразы и тщетно уже собирать пищу оттуда, когда уже сама истина предлежит нам в пищу и вкушение. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** См. также Толкование на [[old:ish:16:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 16:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет** Дивно попечение Провидения Божия о человеке: «//Очи всех на Тя уповают, Господи//, - говорит царственный Пророк, - //и Ты даеши им пищу во благовременъе: отверзаеши Ты руку Твою, и исполнявши всякое животно благоволения//» [[old:ps:144:15|(Пс. 144:15, 16)]]. Божественное Провидение действует непрестанно. Оно произращает плоды на полях, оно одевает волною овец: а между тем как часто пользующиеся сими благодеяниями бывают неблагодарны и не помышляют о той руке, которая каждый день изводит солнце на горизонт для того, чтобы снова осыпать их благодеяниями! Чудесная манна, которой Господу угодно было питать народ Свой в пустыне, есть удивительный образ разнообразной духовной пищи, которую Господь Иисус Христос дает в изобилии верующей душе для освящения ее. Сей-то пищи искать и просить у Бога заповедовал нам Иисус Христос, говоря: «//Делайте не брашно гиблющее, на брашно прибывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст//» [[new:in:06:27|(Ин. 6:27)]]. Манна есть также символ слова Божия, которое по словам Бл. Августина, должно быть для наших душ в плане промышления Божия о нас тем же, чем манна в пустыне была для тела. Кто ходит по путям Божиим, тот с охотой и жаждой слушает Его и ощущает в себе Его сокровенную силу, которая его поддерживает и утешает, соответственно его разнообразным духовным нуждам и его состоянию. Наконец, манна, по изъяснению Спасителя, есть образ Святой Евхаристии, этого брашна по превосходству, которое есть для нас источник благодати и залог бессмертия: это пища пустынная — ее вкушает душа, удалившаяся от мира своими чувствованиями и здесь долу поставляющая свое величайшее блаженство в том, чтобы воздыхать о земле обетованной - о небе, нашем истинном и вечном отечестве [[new:in:06:47|(Ин. 6:47-50)]]. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4, 17-18, 27, 31, 35 После искушения в Мерре пришли Евреи в Елим, а из Елима в пустыню синайскую. Народ возроптал, желая мяс. Тогда Бог дал им хлеб **с небесе**, и повелел собирать только **довольное дню**, и не заботиться о дне завтрашнем. Поелику же собирали одни по алчности много, а другие по лености мало; то сосуд, служивший мерою, сам собою восполнял недостаток и уничтожал излишек. Как труд собирать манну возложен был на Евреев для того, чтобы не повредила им праздность; так суббота дана была им для рабов и наемников, а также для волов и всякого скота. Но некоторые не соблюли субботнего покоя, вышли собирать манну в субботу, и не нашли ее. Сказанное же, что манна по виду уподоблялась **семени** кориандрову, а по вкусу сотам, дает разуметь, что манна была приноровлена ко всякому вкусу. Манною наполнили стамну для сохранения ее в роды. Та манна, которую Евреи оставляли у себя до следующего дня, воскипала червями, но манна в стамне в течение многих родов не повредилась. **Ядоша же манну лет четыредесять, дондеже приидоша** к пределам земли обетованной. //**Толкование на книгу Исход.**// ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет** Сорок лет хлеботворный дождь питал народ иудейский в пустыне, и народ не взращивал привычным трудом побегов из земли, но хлеб сходил дождем – лучше, чем из земли, и Тот, Кто отменил весь труд человеческого рабства, в виде нежной росы подавал и взращивал урожай для алчущих. **//Собрание проповедей.//** ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет** Чтобы показать, что это прообраз, Он не сказал «манна», но //хлеб небесный//, чтобы в этом даре чувствовалось пришествие Господа Спасителя, Который есть Хлеб живой, Который с небес сходит. А называющееся «манной», как в Псалме [[old:ps:077:start|77]], что это такое? Оставляя в стороне исследование имени... он выразил это, говоря, что Бог хлебом небесным насыщал их. Таким образом, и на Господа небес указывается, и, что такое манна, внятно поясняется. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни** Горестное воспоминание: //«ели хлеб досыта»// не должно иметь места. Дан будет хлеб с неба, т. е. манна ([[old:ish:16:15|ст. 15]]; [[old:ps:077:24|Пс 77:24]]), в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта ([[old:ish:16:08|ст. 8]]; [[old:ps:077:25|Пс 77:25]]). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога [[old:vtor:08:16|(Втор 8:16–17)]] и в то же время приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме субботы ([[old:ish:16:29|29]]). В этом отношении дарование манны является испытанием народа еврейского. [<10>]