[<10>] ====== Толкования на Исх. 20:2 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 2-3 **Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим** Другой бог мыслится как противоположность нашему собственному Богу. Итак, Кто наш собственный Бог? Ясно, что истинный Бог. Кто же этот «другой, чуждый»? Во всяком случае, это тот, кто чужд естеству истинного Бога. Итак, если наш собственный Бог есть истинный Бог, то если Единородный Бог не будет естества истинного Бога, как говорят еретики, то Он есть «чуждый» и не наш. **//К Симплицию о вере.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства** **Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии:** слышите ли вы в сих словах, вместе с заповедию веры и любви, заповедь ревности? Вслушайтесь разборчиво. Когда небесный Законодатель провозглашает Себя Господом и Богом: Он возвещает Свою власть, и требует нашей покорности; возвещает Свое величие, и поставляет нас в благоговение пред Ним. Когда же //не стыдится//, как выражается в сем самом предмете Апостол [[new:evr:11:16|(Евр. 11:16)]], нарицаться Господом и Богом нашим: что являет Он нам в Себе, как не любовь, и что возбуждает в нас к Себе, как не любовь? Ибо что может быть полнее любовию от лица говорящаго, что любезнее для слышащаго, как сказать, как услышать говорящаго: **Я есмь твой**. И так вот заповедь любви. **//Слово в день святителя Николая (1822 г.).//** ---- В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Что означают слова **я — Господь, Бог твой**? Словами **Я — Господь, Бог твой** Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога. Как мы должны познавать Бога? Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых отцов. Какие обязанности относятся к внутреннему богопочитанию? К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании. Какие обязанности относятся к внешнему богопочитанию? К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью. Какие грехи против первой заповеди? Грехи против первой заповеди следующие: Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1)]]. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые Божества. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. Раскол, т.е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию. Как исполнить свои обязанности перед Богом? Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос, — отвергнись себя [[new:mk:08:34|(Мк. 8:34)]]. Что означает отречься от самого себя? По объяснению святого Василия Великого: //От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях Ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти// (Пространные нравственные ответы, 8). Отрёкшийся от себя человек имеет ли утешение? Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше [[new:2kor:01:05|(2 Кор. 1:5)]]. Кого ещё мы должны почитать, не нарушая первой заповеди? Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога. //**Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О первой заповеди**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства** **Бог един**, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, Им живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, умение травы дышать и возможность человека жить - все это исходит от Бога. Все силы есть собственность Божия, и всякое творение получает свою силу от Бога. Господь каждому дает, сколько Ему нужно, и забирает назад, когда Ему требуется. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, обращайся только к Богу, ибо лишь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких источников нет. //**Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 2-3 **Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене** Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога. //**Руководство к исповеди.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== Ст. 2-3 **Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим** Первая заповедь Декалога открыто провозглашает почитание и служение Единому Богу, а также строго запрещает верующим поклонение и служение всякому творению. Ведь там говорится: **Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.** Если считать, что это говорится одновременно Отцом и Сыном, то должно верить, что Отец и Сын – это один Господь Бог. Но если считать, что или Отец без Сына, или Сын без Отца сказал это, то необходимо отрицать или Господа Бога Отца, или Сына. Ведь об этом Он сказал: **Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.** //**Послания.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим** Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта [[old:vtor:04:32|(Втор 4:32–35)]] должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. //«Господь есть Бог, нет другого, кроме Его»// [[old:vtor:04:04|(Втор 4:4]], [[old:vtor:04:35|35]]; [[old:vtor:06:04|6:4)]]. Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; **«да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»**, при Мне, вместе со Мною [[old:vtor:05:07|(Втор 5:7]]; [[old:4ts:17:35|4 Цар 17:35)]]. [<10>]