[<10>] ====== Толкования на Исх. 20:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли** Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями. Что считается величайшим благом, т. е. счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их; а что кажется крайним несчастием, т. е. ранняя смерть, это он назначил в наказание оскорбляющим их. Одних Он привлекает к любви заповедью о почитании (родителей), а других, хотя бы они и не хотели, отклоняет от оскорбления страхом наказания. Не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего (родителей), не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на средину города и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь, и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, (отец) ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя (родителей)? Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей (человеческой) природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли** [[old:vtor:05:16|(Втор. 5:16]]; [[new:mf:19:19|Мф. 19:19)]]. Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, все твои члены со всеми их похотениями, самое тело твое с его расположением к страстям, памятуя слова Христовы: //«аще кто... не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,... и не приимет... креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин»// [[new:lk:14:26|(Лк. 14:26]], [[new:lk:14:27|27]]; [[new:mf:10:37|Мф. 10:37]]; [[old:vtor:13:06|Втор. 13:6]]; [[old:vtor:33:09|Втор. 33:9)]]. Так сказано об отцах, друзьях и братьях по плоти. Но присных в вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если же ты обязан почтением и любовию плотским отцам, то тем более – отцам, родившим тебя духовно. Из бытия они пересоздали тебя в благобытие, озарили светом ведения, возвестили откровение истины, возродили банею пакибытия, окрылили тебя надеждой воскресения, бессмертия, нескончаемого царствия и наследия и соделали тебя из недостойного достойным вечных благ, из земного – небесным, из временного – вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения и рекшего: //«отца не зовите себе на земли,... ни наставника,... един бо есть Отец ваш»//... и наставник Христос [[new:mf:23:08|(Мф. 23:8]]-[[new:mf:23:09|9)]]. Итак ты обязан духовным отцам [[new:evr:13:17|(Евр. 13:17]]; [[new:evr:07:24|Евр. 7:24)]] всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от //«Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется»// [[new:ef:03:15|(Еф. 3:15)]]. Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, //«что свяжут... они... на земле, будет связано... и на небе, а... что разрешат... они... на земле, будет разрешено на небесах»// [[new:in:20:23|(Ин. 20:23]]; [[new:mf:16:19|Мф. 16:19]]; [[new:mf:18:18|Мф. 18:18]]; [[new:iak:05:16|Иак. 5:16)]]. Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему беспрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону [[old:ish:21:16|(Исх. 21:16]]; [[new:mf:15:04|Мф. 15:4)]], то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ. //**Изъяснение десяти заповедей.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Для того даровал отцам Бог такую благодать, чтобы у сыновей благочестие провозглашалось как нечто первостепенное. Стало быть, учение отцов есть учение детей. Итак, чти отца, да благословит он тебя. Пусть чтит отца благочестивый – из благодарности, неблагодарный – страха ради. Пускай беден отец и не имеет изобилия богатства, чтобы оставить сыновьям – однако он может оставить наследие последнего благословения, которое призовет на потомков щедрые дары освящения. А быть блаженным куда как больше, нежели быть богатым. //**О патриархах.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Как Священное Писание учит относиться к родителям? Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. [[old:2mak:12:43|2 Мак. 12:43-44]]; [[old:ier:35:18|Иер. 35:18-19]]; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших). Насколько тяжек грех непочтения к родителям? Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. [[old:ish:21:16|Исх. 21:16]]). Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия? Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни. Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия? Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. [[old:gen:27:start|Быт, гл. 27]]). Благословение отца утверждает домы детей [[old:prsir:03:09|(Сир. 3:9)]]. Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном. Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители? В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. Кого, кроме родителей, следует нам почитать? В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей. Кто для нас может быть вместо родителей? Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях. Как Священное Писание говорит о почтении к государю? Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению [[new:rim:13:01|(Рим. 13:1-2)]]. Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести [[new:rim:13:05|(Рим. 13:5)]]. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся [[old:pr:24:21|(Притч. 24:21)]]. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу [[new:mf:22:21|(Мф. 22:21)]]. Бога бойтесь, царя чтите [[new:1pet:02:17|(1 Пет. 2:17)]]. Как далеко должна простираться наша любовь к государю и отечеству? Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. [[new:in:15:13|Ин. 15:13]]). Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным? Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно [[new:evr:13:17|(Евр. 13:17)]]. Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту? В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер [[new:1tim:05:01|(1 Тим. 5:1-2)]]. Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего [[old:lev:19:32|(Лев. 19:32)]]. Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. [[new:lk:02:51|Лк. 2:51]]). Кого ещё следует почитать подобно родителям? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. Учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. Начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. Судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. Начальники военные. Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь [[new:rim:13:07|(Рим. 13:7)]]. Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души [[new:ef:06:05|(Еф. 6:5-6)]]. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым [[new:1pet:02:08|(1 Пет. 2:8)]]. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми? Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем [[new:ef:06:04|(Еф. 6:4)]]. Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве? Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду [[new:1pet:05:02|(1 Пет. 5:2-3)]]. Как Священное Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих? Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах [[new:kol:04:01|(Кол. 4:1)]]. Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию? Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? [[new:act:04:19|(Деян. 4:19)]]. И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало. Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь? Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием. //**Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О пятой заповеди**// ---- «Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: **Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли** [[old:ish:20:12|(Исх. 20: 12)]]» ((Катехизис, 115.)). Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: //возлюбиши Господа Бога твоего// [[new:mf:22:37|(Мф. 22:37)]]. «Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; //нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век// [[old:ps:072:26|(Пс. 72:26)]]» ((Слова и речи, II, 109.)). «Чтобы показать важность семейственных должностей и добродетелей для подчиненных членов семейства, довольно указать на один пример, сильнейший самого закона, потому что это пример Законодателя, покоряющегося закону. Когда юного Иисуса преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли во храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, тогда Он дал было им на сие такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям, потому что занимался делом Отца Своего Небесного. //Что яко искаста Мене? Не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми?// [[new:lk:02:49|(Лк. 2:49)]]. Но что же потом? Несмотря на столь высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: //И сниде с нима и прииде в Назарет и бе повинуяся има// [[new:lk:02:51|(Лк. 2:51)]]. Так важен долг повиновения семейственного, что Единородный Сын Божий отсрочил Свое вступление в дело Божие, чтоб исполнить сей долг перед земной матерью и даже перед одним именем отца, которое носил Иосиф до благовременного открытия тайны не имеющего отца на земле, и чтобы Своим примером вновь освятить обязанности и возвысить добродетели жизни семейственной» ((Слова и речи, IV, 78. ср. III, 111.)). «И наконец, когда страдания крестные раздирали душу и тело Спасителя, когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнью и смертью, а на Нем целый мир висел над погибелью в ожидании спасения, ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, исполнение которой пресекалось для Него вместе с земной жизнью, Он передал тогда Иоанну, которого девство и любовь соделали достойным служителем Девы Матери; а через то и в этой части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба и далее гроба» ((Слова и речи, III, 112.)). «Если же в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш, то, без сомнения, должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ее, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному величию, которое сотворил Он Ей Своим от Нее рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: //Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин// [[new:mf:10:37|(Мф. 10:37)]]. Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению, по собственному Его правилу, //что велий в Царствии Небесном должен сотворить и научить// [[new:mf:05:29|(Мф. 5: 19)]]. Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как совершенно любит Он земную Матерь Свою, только не паче Отца Своего Небесного, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому». Так «Матерь Иисуса требует, чтобы Он чудесно произвел вино на браке. Но чудеса назначены не для угождения Матери, а для явления славы Божией. Итак, здесь угождение Матери надлежало принести в жертву, и для совершенства этого жертвоприношения пожертвовано и самой мыслью о Матери и самым наименованием Матери: ч//то (есть) Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой// [[new:in:02:04|(Ин. 2:4)]]. Впрочем, час явить славу Божию, который не пришел прежде этой жертвы, наступил вслед за ней, и потому чудо, в котором, по-видимому, отказано Матери, через минуту совершается. Матерь Иисуса и братья Его приходят, чтобы взять Его из дома, где Он многочисленному народу проповедует небесную истину. Они предприняли это по доброму побуждению, почитая Его находящимся в опасности, потому что Его враги оглашали Его то неистовым, то действующим через князя бесовского, и умышляли погубить Его. Но если бы Он покорился воле Своих сродников, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его употребили бы взятие Его сродниками как доказательство клеветы – будто Он имеет нужду в их попечении. Итак, должно было и здесь угождение Матери принести в жертву, и сия жертва опять была полным всесожжением, т.е. Господь принес в жертву всю Свою любовь к возлюбленной Матери и самую мысль и память о Ней: //кто есть Мати Моя?// Как бы так говорил Он: «Для чего волей земной матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца Небесного? Когда сии две воли влекут в разные стороны: Я знаю и тотчас покажу, которой из них и с какой решительностью должно последовать. Оставляя земное рождение и родство, как бы Я забыл его, как бы его совсем не было: совершенно предан есмь воле Отца Небесного, и делу Его, и Царствию Его; здесь ищу Себе и родства, если его иметь надобно: //кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя?// [[new:mf:12:48|(Мф. 12:48)]]. Кто же они? //Чада Божии, верующие во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12–13)]]; или иначе: //иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати (Ми) есть// [[new:mf:12:50|(Мф. 12:50)]]» ((Ibid., 112–114.)). Итак, пятая заповедь предписывает следующие «особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им». «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который //бе повинуяся Иосифу древоделю// [[new:lk:02:51|(Лк. 2:51)]]». «Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению безсмертной души»; когда «родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: //аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите// [[new:act:04:19|(Деян. 4: 19)]]. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало» ((Ibid., 114, Катехизис, 119.)). 3) Дети должны «питать и покоить родителей во время болезни и старости». «Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери» ((Катехизис, 115. Слова и речи, III, 114.)). 4) «После их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому» [[old:2mak:12:43|(2 Мак. 12:43–44;]] [[old:ier:35:18|Иер. 35:18–19]]; Св. Иоан. Дамаск, слово о усопших). «Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует безсмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». «Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в законе Моисеевом за злословие против отца и матери положена была смертная казнь [[old:ish:21:16|(Исх. 21:16–17)]]» ((Катехизис, 115–116.)). **//Учение о семейной жизни.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Прежде чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился и воздал хвалу и уважение. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете. Почитай отца твоего и матерь твою, ибо твой путь от рождения и до сего дня полит материнскими слезами и отцовским потом. Они любили тебя и тогда, когда всем прочим ты, немощный и грязный, внушал отвращение. Они будут любить тебя и тогда, когда все тебя возненавидят. И когда все будут бросать в тебя камни, мать бросит тебе бессмертник и базилик - символы святости. Отец твой любит тебя, хотя знает все твои недостатки. А другие возненавидели тебя, хотя узнали лишь добродетели твои. Твои родители любят тебя с благоговением, ибо предчувствуют, что ты - дар Божий, доверенный им на сохранение и воспитание. Никто кроме родителей твоих не в состоянии увидеть тайну Божию в тебе. Их любовь к тебе имеет святой корень в вечности. Через нежность свою к тебе твои родители постигают нежность Господа ко всем чадам Его. Как шпоры напоминают коню о хорошей рыси, так и твоя резкость по отношению к родителям побуждает их еще больше заботиться о тебе. Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний. Дочь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, ибо ее сердце прекраснее твоего лица. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из ее истощенного тела. Научись, дочь, почитать своего отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле. День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле. Поистине, дети, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин, которые в муках рождают, в поте лица своего растят и в страданиях любят своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Господь Бог вас благословил на земле. //**Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли** Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе. Рабы, не почитающие своих хозяев. Подчиненные, не почитающие царей и своих владык. И просто те, кто не почитает своих благодетелей. //**Руководство к исповеди.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** В родителях утверждено бытие детей и после их рождения во всю жизнь. **Чти отца твоего и матерь... да долголетен будеши на земли**. Какого же почтения они достойны! И собственное благо каждого обязывает почитать родителей – **да благо ти будет**. Родители, некоторым образом, – боги наши. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Августин ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Если ты боишься, что твой сын не будет служить тебе, не получив богатства, то почтение зависит не от любви, а от цены. Насколько лучше сын бедняка, сын обремененного бедностью и нуждающегося человека, который, ничего не ожидая от своего отца, ибо у него ничего нет, что он мог бы ему оставить, изо всех сил, в поте лица ухаживает за ним! Иногда и сыновья богачей, испытывая страх Божий, не ожидая ничего от своих родителей, но так как они – родители и родили их, и воспитали, и Бог заповедовал, говоря: **Почитай отца твоего и мать твою**, – также оказывают им уважение. Но там, где предложено вознаграждение, чувства скрыты. ...Человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей? //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** И в Евангелии Господь рассуждает о предписании Закона, в котором говорится: **Почитай отца своего и мать свою**, – надо понимать, не на словах, звук которых может обмануть родительскую бедность пустой лестью, но необходимой помощью в жизненных средствах. Ибо Бог приказывает, чтобы дети кормили родителей-бедняков и воздавали старцам благодарность за то, что получили в детстве. **//Послания.//** ===== Ориген ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Разве нельзя сказать, что заповедь, гласящая: **Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо**, полезна сама по себе без всякого истолкования и что ее следует соблюдать, да и апостол Павел пользовался этими же словами? //**О началах.**// ---- Бог сказал: **Почитай отца твоего и мать твою**, поучая отдавать родителям, от которых родился, подобающую честь. Составляющей этой чести было и то, чтобы уделять им необходимую для жизни пищу и одежду, и другое, чем может угодить своим родителям. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе** Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц [[old:pr:20:20|(Притч. 20:20)]], целых поколений [[old:ier:35:18|(Иер. 35:18-19]]; [[old:pr:01:start|Притч. 1]]; [[old:prsir:03:06|Сир. 3:6-9)]] и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами (ср. [[old:ekl:04:09|Еккл. 4:9-12]]) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа ([[old:mih:07:06|Мих. 7:6]] и д.). Ввиду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества.\\ Выражение: //«да благо ти будет»//, отсутствующее в еврейском чтении ст. 12, но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии [[old:vtor:05:16|(5:16)]], имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX. **//Толковая Библия.//** [<10>]