[<10>] ====== Толкования на Исх. 24:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых** См. Толкование на [[old:ish:24:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 24:1]] =====Прп. Ефрем Сирин===== Ст. 9-13, 16 **И взыде Моисей, Аарон** с двумя сынами, **и седмьдесят от старцев, и видеша Бога. И под ногами Его, яко дело** плинфы **сапфира, и яко видение** неба **чистотою.** Плинфа напоминала Евреям о рабстве египетском; сапфир напоминал разделение моря; цвет ясного неба напоминал сказанное им, не принимать на себя похотливого вида блудницы. **И на старцев не простер руки Своей;** потому что призваны были для видения, а не для пророчества, хотя в последствии и пророчество им вверено. **И дам ти скрижали каменныя.** Дал же им скрижали написанные перстом Божиим, чтобы чтили они заповеди Божии хотя ради того, что написаны они Богом. **И Моисей и Иисус взыдоша на гору. (16) И воззва Господь Моисеа в день седмый из среды облака.** И весь дом Израилев видел славу Господню. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили** Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Господу. Замечание о поклонении Ему издали (ст. 1), о виде подножия (ст. 10) и о сохранении в живых после видения (ст. 11) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т. е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым [[old:ish:19:24|(19:24)]], так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим. [<10>]