[<10>] ====== Толкования на Исх. 24:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их** См. Толкование на [[old:ish:24:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 24:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их** До Моисея люди руководствовались законом естественным и Священным Преданием. Под именем закона естественного разумеется то, что Бог показывает человеку чрез разум и совесть. Под именем Священного Предания разумеется то, когда учение о Боге и о богоугодной жизни, открытое человекам непосредственно от Бога, чрез пересказывание и пример переходит от родителей к детям и далее к потомству. Сохранению Предания способствовало то, что люди долго жили, а именно: прежде потопа до девятисот лет и более, а после потопа до трехсот и более. Таким образом, один человек мог несколько сот лет пересказывать о делах Божиих и человеческих. Около времен Моисея жизнь человеческая сделалась гораздо короче прежнего, а потому Предание недостаточно было для сохранения истины. Кроме сего, злые дела между людьми умножились, а от того разум и совесть более и более помрачались. Посему для сохранения и распространения истины между человеками, Бог благоволил дать Закон откровенный и Священное Писание. //**Начатки христианского учения или краткая Священная История.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их** См. Толкование на [[old:ish:24:09#prp_efrem_sirin|Исх. 24:9]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их** Отваление камня в таинственном смысле есть открытие божественных тайн, которые некогда оставались скрытыми под буквой Закона. Ибо Закон был записан на камне. Так и для каждого из нас, когда мы уверовали в страдание и воскресение Господа, Его гроб, что был закрытым, открылся. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их** Как видно из последних слов ст. 11: //«ели и пили»//, повеление о новом восхождении на Синай дано было Моисею после того, как он сошел со старейшинами с горы. Цель нового восхождения – получение //«скрижалей каменных, закона и заповедей, которые Господь написал для научения»//. Не отмеченное в настоящем случае, число скрижалей указано в других местах ([[old:ish:31:18|31:18]]; [[old:ish:32:15|32:15]]); их было две, и каждая была исписана с обеих сторон [[old:ish:32:15|(32:15)]]. Слова: //«закон и заповедь»// едва ли могут означать десятословие, начертанное на скрижалях, так как оно обыкновенно называется //«откровением», «словами завета», «десятословием»// ([[old:ish:25:16|25:16]]; [[old:ish:31:18|31:18]]; [[old:ish:32:15|32:15]]; [[old:ish:34:28|34:28]]; [[old:ish:40:20|40:20]]; [[old:vtor:10:04|Втор 10:4]]). //«Закон и заповедь»// указывают на те законы и повеления, которые даны Моисею во время его пребывания на горе и изложены в главах 25-31. Сообразно с этим выражение: //«которые Я написал в научение их»// должно относить только к скрижалям. [<10>]