[<10>] ====== Толкования на Исх. 32:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** См. Толкование на [[old:ish:32:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 32:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** Моисей измельчил голову золотого тельца в пыль и бросил ее в воду, и дал народу пить - ибо сердце народа сделалось дебелым от великого вероломства, чтобы оно размягчилось и приобрело тонкость веры. Наконец, та женщина, которая молола хорошо, будет взята, а та, которая молола плохо, будет оставлена (см. [[new:mf:24:14|Мф. 24:14]] – прим. ред.). **//Послания.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** См. Толкование на [[old:ish:32:02#prp_maksim_ispovednik|Исх. 32:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** Моисей стер в прах тельца и заставил их выпить этот прах в воде испытания, чтобы умерли, выпив его, те, кто жили для поклонения ему. **//Проповедь о Господе нашем.//** ===== Блж. Августин ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** Моисей разбил голову тельца, рассыпал по воде и дал пить сынам Израиля. Все неверные разбиваются, постепенно верят и пьют от народа Божия, переходя в Тело Христа. ...Возможно, по той причине этот телец был разбит, смешан с водой и дан в качестве питья, чтобы тело нечестивых было поглощено Израилем. **//Изъяснения Псалмов.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** Нарушен завет со Всевышним – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце: его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен, – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а не сгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы [[old:vtor:09:21|(Втор 9:21)]], и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятия с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т. е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями. Ст. 20-29 **и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение** Суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных. [<10>]