[<10>] ====== Толкования на Исх. 40:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания** Итак, Божественное откровение (относительно скинии) таково, – мы будем излагать таким образом отдельно и изъяснять насколько возможно сеновную букву. **«И сказал,** – говорится, – **Господь к Моисею, говоря: в день один (первый) месяца первого в новомесячие поставишь скинию»** (Исх. 40:1–2). Что побудило Господа всяческих, основательно спросит кто-либо из любознательных, дать повеление **ставить скинию** в один день, а не в два или три, и в новомесячие, и не всякого вообще **месяца**, но **первого**? Все это действительно требует от нас надлежащего и тщательного исследования, так как в Божественных Писаниях ничего не говорится всуе. Итак, – будем держаться наших прежних рассуждений об этом, – поставляемая **скиния** означает святое тело Христа и, так сказать, сооружение честного шатра Его, в котором благоволила поселиться вся полнота Божества телесно ([[new:kol:01:19|Кол. 1:19]], [[new:kol:02:09|2:9]]). Ставить ее повелевает **«в день один»**, что весьма премудро и промыслительно, дабы под **одним днем** ты разумел настоящий век, в который, и **один** только, Он соделался человеком. А под новолунием нам следует разуметь не другое что, как обновляющее нас пришествие Спасителя, в которое //«древнее прошло и настало все новое»// ([[new:2kor:05:17|2 Кор. 5:17]]). Новое открылось нам время во Христе, изгоняющее ветхость подзаконного служения, посредством евангельских наставлений преобразующее в новую и обновленную жизнь, а также обветшавших вследствие греха и близких к уничтожению ([[new:evr:08:13|Евр. 8:13]]) обновляющее в изначальную праведность и разрушающее ветхость вкравшегося тления, обновлением нетления услаждающее восходящих чрез веру к жизни вечной, //«ибо если кто во Христе,// (тот) //новая тварь»//, по написанному ([[new:2kor:05:17|2 Кор. 5:17]]). Повелевает воздвигать Божественную скинию **«в месяце первом»**, когда, как бы смыв унылость зимы, воссиявает прелесть весеннего поворота (солнцестояния), а земля нежно согревается уже более светлыми и чистыми лучами солнца, цветут виноградники, услаждается благовонием цветов земледелец, покрываются зеленью долины, «колосьев вершинами все щетинятся нивы», по словам одного из эллинских поэтов, когда «прошла зима», по написанному, «ушел и дождь с нею», когда //«обрезки (винограда) настало время»// ([[old:pp:02:11|Песн. 2:11–13]]). Но все это ты должен разуметь духовно, под исчезновением зимы и прекращением дождя – удручающие нас искушения диавольской тирании и жестоковластия над всеми. Это потому, что во дни Христа прекратилась власть демонов и нам воссияло светлое солнце, то есть Сам Тот, о Ком говорит Бог и Отец: //«И воссияет вам Солнце Правды»// ([[old:mal:04:02|Мал. 4:2]]), охлажденных грехом согревая теплотою Духа к праведности. Также и виноград разумей умственный, и цветы духовные, и под колосьями также – (разумей) святых, отличающихся многообразным благочестием к Богу и порождающих плод многовидной добродетели. Наконец, надо сказать вкратце: весна все украшает цветами и заставляет землю произращать траву, венчает молодою растительностью луга, снова делает молодыми стволы, прежде сухие благодаря несносной суровости зимы, приводит их в лучший вид, покрывает их обычною зеленеющею листвою и щедро наделяет дарами природы трудящегося земледельца. Подобное нечто, как увидим, было и с нами. Некогда сухие, благодаря царствовавшему над нами греху, и лишенные плодов добродетели, мы расцвели праведностию чрез Христа и только что явившийся и новый плод веры уже приносим Земледельцу духов. Так именно мы справедливым находим понимать сказанное одним из святых пророков, как бы от лица Христа: //«Сам я// (тот же) //говоривший: вот я, как время// (года цветущее – весна) //на горах»// ([[old:is:52:06|Ис. 52:6–7]]), ибо что совершает на горах «время», то есть весенняя пора, об этом мы уже ясно сказали прежде. Итак, благополезно повелевает **«в один день» ставить скинию**, представляющую собою прообраз Христа, дабы ты разумел о Нем, что Он однажды только умер в это единое настоящее время, ибо снова отнюдь уже не родится, но и не умрет, родившись раз и умерши и восстав из мертвых. Ведь за смертию необходимо было следовать воскресению, бывшему как бы сооружением святого шатра. В новолуние же – потому, что новый у нас век во Христе и вся тварь в Нем нова. И **месяц** берется **первый**, чем указывается на обновление человеческой природы от смерти и тления в жизнь и нетление, и от бесплодия переход уже к благоплодию, и освобождение от диавольской тирании, наподобие прекращения и исчезновения зимы. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения. Ст. 1-2 **Рече Господь к Моисею, глаголя: в день первый месяца первого поставиши скинию свидения** **Скиния свидения** – это собственно палатка, имевшая два отделения под одною кровлею. Одно из них называлось святилищем, в которое входили только священники. Оно вмещало трапезу с хлебами предложения, семисвещник и алтарь кадильный. Другое известно под именем – Святое святых. Оно вмещало важнейшую ветхозаветную святыню – кивот завета и доступно было одному первосвященнику, и притом однажды в год, – в праздник очищения. Входили во святилище и из святилища во Святое Святых с востока. Но когда Господь повелевает Моисею поставить скинию, Он имеет в виду не одну эту палатку с двумя отделениями, но вместе окружающий ее двор, обнесенный столбами и закрытый с боков коврами, но открытый сверху. Для помещения во дворе, в который вели ворота с востока, приготовлен был жертвенник всесожжения и умывальница для жрецов. Двор назначен был не для одних священников и левитов, но и для народа. – **Скиния** долженствовала быть единственным местом общественного Богослужения для Израильтян. Вне ее запрещено было где-либо приносить жертвы, под страхом смертной казни [[old:lev:17:08|(Лев. 17:8–9)]]. И это запрещение имело силу не на время только странствования Евреев в пустыне, – им заповедано было, чтобы они и тогда, когда водворятся в земле Ханаанской, собирались на Богослужение только в одном месте, которое Господь изберет в каком-либо колене для **скинии**, или постоянного храма [[old:vtor:12:05|(Втор. 12:5]], [[old:vtor:12:10|10]], [[old:vtor:12:13|13–14)]]. Такое сосредоточение общественного Богослужения в одном месте нужно было для сохранения в народе единства веры и Богопочтения в виду опасности увлечения в идолопоклонство, неминуемой в случае, если бы Израильтяне подобно язычникам пользовались свободою приносить жертвы на каком угодно месте, особенно вблизи язычников. – Временем для поставления скинии избирается Господом **день первый месяца первого**. Разумеется **первый день и первый месяц** второго года по исшествии из Египта, как видно из того, что в той же главе [[old:ish:40:17|(Исх. 40:17)]] сказано об исполнении этого повеления Божия. //И бысть в первый месяц во второе лето исходящим им от Египта, в новомесячии// (в первый день месяца), //ста скиния//. Так как исход случился под 15-ое число Нисана (марта), то от исхода до поставления скинии протекло 11 1/2 месяцев. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания** Как видно из [[old:ish:40:17|17]] ст. настоящей главы, поставление скинии пало на первый день первого месяца второго года по выходе евреев из Египта. [<10>]