[<10>] ====== Толкования на Исх. 40:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою** Потом опять иначе, как в прообразе и иносказательно, указывает нам на Еммануила в словах: «И положишь ковчег свидетельства и покроешь ковчег завесою» (Исх. 40:3). В предшествующем постановлении Слово изображалось нам как бы в целой скинии, ибо святое тело Христа было домом Бога, вселившегося в Нем. Но не менее указывается Оно нам в частности и посредством ковчега. Он был устроен из дерев негниющих, дабы ты разумел нетленное тело Его. Весь обложен был золотом чистым, как написано, внутри и снаружи ([[old:ish:25:09|Исх. 25:9–10]], [[old:ish:37:02|37:2]]), ибо все в Нем пречестно и царственно, как Божественное, так и человеческое, и во всем Он первенствует, по слову Павла ([[new:kol:01:18|Кол. 1:18]]), – золото же берется в образ чести и преимущества над всеми. Устроенный из негниющих дерев и обложенный золотом, ковчег имел вложенный в него Божественный закон во образ вселившегося и соединившегося со святою плотью Бога Слова, ибо и закон был глаголом Божиим, хотя и не ипостасным, как Сын. Ковчег покрывается завесою, ибо и вочеловечившийся Бог Слово был как бы невиден для многих, имея покровом Свое тело, и как в завесе, скрываясь в Своей плоти, так что отсюда некоторые, не узнав Его Божественного достоинства, то пытались побивать Его камнями, обвиняя в том, что Он, будучи человеком, называет Себя Богом ([[new:in:10:33|Ин. 10:33]]), то опять, нисколько не стыдясь, говорили: //«Не Сей ли есть Иисус, сын Иосифа, Которого мы знаем отца и мать? Как же теперь говорит, что с неба сошел Я?»// ([[new:in:06:42|Ин. 6:42]]). Итак, покрытие ковчега завесою указывало на то, что Иисус не узнан будет многими. Таким образом, ковчег был прообразом Его. Поэтому-то и предшествовал израильтянам в пустыне, занимая тогда место Бога, ибо он был вождем народа. Свидетельствует это Псалмопевец в словах: //«Боже, когда предшествовал Ты пред народом Твоим, когда проходил Ты пустыню, земля потряслась, ибо и небеса таяли»// ([[old:ps:067:08|Пс. 67:8]]). Хотя предводительствовал и шел впереди всегда ковчег, однако же здесь ясно говорится, что предшествовал Бог. Яснейшее доказательство этого можешь также иметь, если обратишь внимание еще и вот на что. Некогда Бог повелевал чрез Моисея израильтянам, чтобы они смело восходили на гору Сеир и осаждали Аморрея ([[old:vtor:01:07|Втор. 1:7]], [[old:vtor:01:19|19]]). Но получившие это повеление впали в малодушную трусость и, предположив, что это они должны совершать своими силами вместо того, чтобы надеяться на вышнюю помощь, //«сев плакали»// у горы, как написано ([[old:vtor:01:45|Втор. 1:45]]). На это справедливо негодовал Законодатель и наконец стал грозить, что не отведет их в землю обетованную. Едва вняв этой угрозе и предавшись несвоевременному раскаянию, они пытались взойти, вторично не послушав Господа и схватив оружие против аморреев. Но Бог чрез Моисея предрекал им будущее, ибо говорил им: //«Не восходите, и не падите пред лицом врагов ваших, ибо Меня нет с вами»// ([[old:vtor:01:42|Втор. 1:42]]). Несмотря на то, постоянно страдая недугом непослушания, они насильно стали восходить на гору, как написано. Однако ж ковчег Божий, говорится, не взошел с ними и остался в лагере ([[old:vtor:01:43|Втор. 1:43]]; [[old:chis:14:44|Чис. 14:44]]). Видишь, что хотя говорит Бог: //«Меня нет с вами»//, однако ж с непокорными не идет ковчег, чем для благоразумнейших ясно указывается на то, что он занимал место предводившего Бога. Также и вокруг Иерихона ковчег носили священники, и вот пала высокая стена его, без употребления осадных орудий и таранов, а от одних только труб и звука, что, как увидим опять, истинно осуществилось во Христе. Он есть Тот, Кого носят священники и святые мужи, Кто низвергает всякую крепость диавола, не оружием, но воплем и трубою, то есть апостольскою и евангельскою проповедью и согласием всего народа, в правоте веры исповедующего своего Владыку, – что, как видим, совершается и в таинственных славословиях, когда пред народом звучит священническая труба, под которою разумеется и глас священнодействующего, – и таким образом падает и сокрушается сила противников наших, //«ибо оружия наши не плотские»//, по слову Павла, «но сильные Богом» ([[new:2kor:10:04|2Кор. 10:4]]). А что Христос некоторым образом восседает и почивает на святых, это объявит нам и пророк Аввакум в словах: //«Что Ты взойдешь на коней Твоих, и езда Твоя спасительна»// ([[old:avm:03:08|Авв. 3:8]]). Впрочем, научит сему также и Сам Спаситель в словах, сказанных Анании о Павле: //«Иди, ибо сосуд избрания Моего есть сей – нести имя Мое пред всеми народами»// ([[new:act:09:15|Деян. 9:15]]). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения. **И да положиши кивот свидения, и покрыеши кивот завесою** **И да положиши кивот свидения**. Идет речь о внесении во Святое святых **кивота** завета. Это был продолговатый ящик, имевший около полтора аршина в длину и почти аршин в ширину и высоту. Он устроен был из негниющего дерева – Аравийской акации, и обложен внутри и снаружи золотыми листами. По краям его кругом шел узорчатый золотой ободок, и внизу к каждому из четырех углов приделаны золотые кольца, а в кольца вложены для переноски его шесты из акации, обтянутые золотом. Поверх ковчега лежала золотая крышка, к ней с двух противоположных концев прикреплены были вычеканенные из золота изображения двух Херувимов, наклонявших над нею лица и осенявших ее крыльями своими. Крышка эта называлась //очистилищем// [[old:lev:16:02|(Лев. 16:2)]] от праздника //Очищения//, который совершался в десятый день седьмого месяца [[old:lev:23:27|(Лев. 23:27–28)]]. Этот день был единственный в году, когда первосвященник, принесши в жертву тельца и козла для очищения и примирения с Богом себя и народа, входил с жертвенною кровию во Святое святых и здесь кропил ею крышку кивота. Это очистилище имело также значение престола, или подножия, с которого Бог, восседая на Херувимах как Царь избранного народа, принимал его поклонение и объявлял Свою волю [[old:ish:25:22|(Исх. 25:22]]; [[old:chis:07:89|Числ. 7:89)]]. Пред ковчегом [[old:ish:16:33|(Исх. 16:33]]; [[new:evr:09:04|Евр. 9:4)]] поставлен был золотой сосуд (стамна) с манною в память того, что Евреи в течении сорокалетнего странствования питались этою чудесною пищею. Эта манна, хотя не была переменяема, хранилась в помянутом сосуде без всякого повреждения до позднейших родов. Впоследствии к этому памятнику присоединен жезл Ааронов прозябший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященничества [[old:chis:17:10|(Чис. 17:10)]]. Апостол Павел упоминает еще о златой кадильнице при кивоте завета во Святом святых [[new:evr:09:04|(Евр. 9:4)]], разумея вероятно ту кадильницу, с которою первосвященник должен был входить в Святое святых [[old:lev:16:12|(Лев. 16:12)]] и которую оставлял там, быть может, до следующего года и брал назад, заменив ее новою кадильницею. – **И покрывши кивот завесою**. Идет речь о **завесе**, отделявшей Святое святых от святилища и закрывавшей постоянно от взоров не только народа, но и священников **кивот** завета. Эта **завеса**, как и **завеса**, отделявшая святилище от двора скинии и **завеса** при входе во двор, сделана из разноцветной шерстяной ткани и крученого виссона и отличалась от них только тем, что вся усеяна была вышитыми изображениями Херувимов. В эту же **завесу кивот** был наглухо завертываем первосвященником и священниками, когда надобно было брать его в путь [[old:chis:04:05|(Числ. 4:5)]]. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-15 **и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию. и поставь жертвенник всесожжения пред входом в скинию собрания; и поставь умывальник между скиниею собрания и между жертвенником и влей в него воды; и поставь двор кругом и повесь завесу в воротах двора. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая; и помажь умывальник и подножие его и освяти его. И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их** Повторяется ранее данное повеление [[old:ish:30:25|(30:25–30)]]. [<10>]