[<10>] ====== Толкования на Иудифь 8:11 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 11-27 **Они при­шли, – и она сказала им: выслушайте меня, начальники жителей Ветилуи! неправо слово ваше, которое вы сегодня сказали перед­ народом, и по­ложили клятву, которую изрекли между Богом и вами, и сказали, что сдадите город нашим врагам, если на этих днях Го­с­по­дь не по­может нам. Кто же вы, искушав­шие сегодня Бога и став­шие вместо Бога по­среди сынов человеческих? Вот, вы теперь испытуете Го­с­по­да Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не по­стигнуть глубины сердца у человека и не по­нять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворив­шего все это, и по­знаете ум Его, и поймете мысль Его? Нет, братья, не про­гневляйте Го­с­по­да, Бога нашего! Ибо если Он не захочет по­мочь нам в эти пять дней, то Он имеет власть защитить нас в какие угодно Ему дни, или по­раз­ить нас пред лицем врагов наших. Не отдавайте же в залог советов Го­с­по­да Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указы­вать Ему, как сыну человеческому. Посему, ожидая от Него спасе­ния, будем при­зы­вать Его к себе на по­мощь, и Он услы­шит голос наш, если это Ему будет угодно. Ибо не было в родах наших, и нет в настоящее время ни колена, ни племе­ни, ни народа, ни города у нас, которые кланялись бы богам рукотворен­ным, как было в пре­жние дни, за что отцы наши пред­аны были мечу и расхище­нию и пали великим паде­нием пред нашими врагами. Но мы не знаем другого Бога, кроме Его, а по­тому и надеемся, что Он не пре­зрит нас и никого из нашего рода. Ибо с плене­нием нас падет и вся Иудея, и святыни наши будут раз­граблены, и Он взыщет оскверне­ние их от уст наших, и убие­ние братьев наших и плене­ние земли и опустоше­ние наследия нашего обратит на нашу голову среди народов, которым мы будем по­рабощены, и будем в соблазн и по­ноше­ние у тех, которые овладеют нами; потому что раб­с­т­во не по­служит нам в честь, но Го­с­по­дь, Бог наш, вме­нит его в бес­честие. Итак, братья, по­кажем братьям нашим, что от нас зависит жизнь их, и на нас утверждают­ся и святыни, и дом Го­с­по­день, и жертвен­ник. За все это воз­бла­го­дарим Го­с­по­да, Бога нашего, Который испытует нас, как и отцов наших. Вспомните, чтó Он сделал с Авраамом, чем искушал Исаака, чтó было с Иаковом в Сирской Месо­по­та­мии, когда он пас овец Лавана, брата матери своей: как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вра­зу­мле­ния наказывает Го­с­по­дь при­ближа­ю­щихся к Нему.** Речь Иудифи, в высшей степени одушевленная, трогательная и разумная, носит в первой части своей (11–16 ст.) обличительный характер, во второй (17–27 ст.) — увещательный. Вдумываясь в дело глубже, нельзя не чувствовать, что та форма, какую придал Озия своему обещанию сдать город, действительно носила вызывающе-требовательный характер по отношению к Господу Богу, с судьбами Его свободного Самоопределения. Если бы Озия выразился просто: «сдам город, если через 5 дней не произойдет изменения в его положении к лучшему», — тогда это было бы вполне в порядке вещей человеческого обсуждения. Но когда он предварительно высказал всю надежду на помощь Господа и затем поставил произвольно по своему человеческому соображению срок для этой помощи, составившей исключительно дело Божественного Самоопределения, тогда это, очевидно, было уже //посягательством// на указанное Самоопределение, //ограничением// Неограниченного и Всемогущего, Премудрого и Благостнейшего Существа: было тем, чем было подобное же действие Моисея в пустыне, когда он, не вытерпев до конца малодушного уныния народа, «искусил» Господа столь же малодушным воплем: //«послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?»// ([[old:chis:20:10|Чис XX:10]]). Это было «искушение» Господа, «испытание» или «проба» Его силы, «вызов» Его всемогуществу, премудрости и благости. Это была, по тонкому определению самой Иудифи (16 ст.), как бы «отдача в залог» советов Господа Бога нашего, «угроза» Ему как человеку, подсказ Его действиям, вымогательство Его чудес. Все это заслуживало того обличения и вразумления, с какими обращается Иудифь прежде всего к начальникам города. Вторая, увещательная часть речи, выражая надежду на то, что Господь не оставит народ свой, убежденно и обстоятельно утверждает эту надежду глубоко тонкими соображениями. Главное из этих соображений приводилось также Ахиором ([[old:iud:05:21|V:21]]) в предостережение Олоферну: это — верность народа Господу Богу своему и незнание другого Бога, кроме Него (20 ст.). В подтверждение этого соображения приводится (в виде вводного предложения — 18–19 ст.) напоминание, что все прежние несчастия народа вызывались изменами Богу, чего в последнее время давно не было и нет. Другое соображение в пользу терпеливого ожидания помощи Божией — то, что падение их города было бы падением и пленением всей Иудеи, со всеми ее святынями, и показывали бы как бы их (ветилуйцев) более всего виновными и ответственными за это несчастье и осквернение святынь. И наоборот — вымолив терпеливою молитвою помощь и мужественно перенеся настоящее испытание, они явятся посредниками спасения остального Израиля и святынь храма Божьего. Последнее было настолько несомненно для Иудифи, что она уже заранее призывает благодарить Бога. //«За все это возблагодарим Господа Бога нашего, Который испытует нас, как и отцов наших// (Авраама, Исаака, Иакова)!//»// — заключает вдохновенно и с пламенною верою эта удивительная женщина, самое появление которой в такие отчаянные минуты с таким присутствием духа было уже чудом, заставлявшим верить в близкую возможность других чудес, необходимых для спасения бедствующего города. Одного из таких чудес Озия ждал в ниспослании дождя, и вот теперь, видя пред собою до чудесности мужественную и вдохновенную женщину, он надеется через ее молитву испросить у Господа спасительное ниспослание дождя и просить ее вознести эту молитву ([[old:iud:08:28|28–31]] ст.). Однако и это было «подчинением» Господа ограниченным человеческим соображениям, «подсказом» Его действий, превосходящих часто всякие человеческие соображения, ожидания и предположения. Вот почему и Иудифь отвечает на просьбу Озии (о дожде) совсем другим действием, которое поистине было чудеснее дождя и по справедливости заслужило быть пронесенным //«сынами рода нашего в роды родов»// (22 ст.). См. также Толкование на [[old:iud:08:09#lopuxin_ap|Иуд. 8:9]] [<10>]