[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на Левит ====== ===== Лопухин А.П. ===== Третья книга Пятикнижия, названная в евр. тексте, подобно другим частям Пятикнижия, по первому слову «Вайкра» (vajikra — «и воззвал»), в предании Иудейском называется, соответственно содержанию, «Torat-kohanim» — «закон священников», или «Torat-qorbanot» — закон жертв. Равным образом греческое название (у LXX) книги Λευιτικὸν, латинск. Leviticus, слав.-рус. «Левит» показывает, что содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т. п. Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, гл. [[old:lev;10;01|X:1–3]], и казнь богохульника, [[old:lev;24:10|XXIV:10–23]]); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения ([[old:lev;25:start|XXV,]] [[old:lev;26:46|XXVI:46;]] [[old:lev;27:34|XXVII:34]]). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в [[old:lev;26;11|Лев XXVI:11–12]]) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления: 1) о жертвах (гл. [[old:lev;01:start|I–VII]]); 2) о посвящении священнослужителей (гл. [[old:lev;08:start|VIII–X]]); 3) о чистом и нечистом (гл [[old:lev;11:start|XI–XVI]]); 4) о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. [[old:lev;17:start|XVII–XX]]); 5) о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. [[old:lev;21:start|XXI–ХXVII]]). Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа. Помимо непосредственной задачи — освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, — законы книги Левит по преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» [[new:evr:10:01|(Евр X:1)]] новозаветных. [<10>]