[<10>] ====== Толкования на Лев. 1:14 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== ** Аще от птиц жертва всесожжения будет Господу, да принесет от горлиц Господу** Сие согласно с сказанным: //человек, аще обещает зле или добре сотворити, и изречет сие с клятвою, да принесет к жерцу или две горлицы, или десятую часть меры ефи муки пшеничны, и оставится ему// ([[old:lev:05:04|Лев.5:4,]] [[old:lev:05:07|7-8,]] [[old:lev:05:11|11]], [[old:lev:05:13|13]]). //**Толкование на книгу Левит.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Аще от птиц жертва всесожжения будет Господу, да принесет от горлиц Господу** См. Толкование на [[old:lev:01:10#prp_maksim_ispovednik|Лев. 1:10]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей** Ведь и патриарх Авраам, как говорят, задолго до дарования Закона принес голубя и горлицу Господу в жертве всесожжения, и во многочисленных обрядах Закона то, что подлежало очищению, через них считалось очищенным. Таким образом, голубь означает простоту, горлица — целомудрие, ведь и голубь любит простоту, и горлица любит целомудрие, так что если случайно потеряет супруга, то не пытается после найти себе другого. //**Гомилии на Евангелия.**// См. также Толкования на [[old:lev:05:07|Лев. 5:7]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-17 **Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу** Следуя по нисходящей степени ценности жертвенных материалов, законодатель указывает теперь обряд принесения всесожжения из птиц, именно горлиц (в зрелом возрасте) и голубей (молодых); те и другие в древней Палестине встречалась во множестве, особенно в известное время года ([[old:ier:08:07|Иер VIII:7]]; [[old:pp:02:11|Песн II:11–12]]), и, по крайней мере, голуби бывали и домашними ([[old:is:09:08|Ис IX:8]]). Указанные в качестве годного для всесожжения материала еще в видении Авраама, [[old:gen:15:09|Быт XV:9]], птицы обеих пород в законодательстве признаются такими, с одной стороны, для бедных, — чтобы жертвенное служение их Богу не встречало препятствий со стороны материальной необеспеченности ([[old:lev:05:07|V:7–11]]; [[old:lev:12:08|XII:8]] и др.), с другой же стороны, в известных, точно определенных законом случаях, как-то: при очищении родильницы ([[old:lev:12:06|XII:6]]), выздоровевшего от проказы ([[old:lev:14:19|XIV:19]] и д.), семеноточивого ([[old:lev:15:14|ХV:14]] и сл.), назорея ([[old:chis:06:09|Чис VI:9–14]]). Обряд жертвоприношения птиц совершался гораздо проще, чем животных: ни руковозложение, ни другие упомянутые действия с жертвенным животным, здесь не имели места: священник лишь свертывал (malaq — ср. [[old:lev:05:08|V:8]]) голову птице, не отделяя вовсе головы от туловища, но лишь открывая рану для получения крови, которая немедленно же выливалась к подножию жертвенника, а затем, отделив и бросив нечистоты, всю птицу сжигал, и пепел ее ссыпал к восточной стороне жертвенника (ср. [[old:lev:04:12|IV:12]]; [[old:lev:06:11|VI:11]]), 17 ст.: будучи важнейшею из жертв, выражая идею полного и совершенного служения Иегове, жертва всесожжения была поэтому в преимущественном смысле «благоуханием, приятным Господу». [<10>]