[<10>] ====== Толкования на Лев. 5:1 ====== ===== Блаж. Августин ===== **Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех** То есть если не сообщит, то понесет грех... В большинстве случаев существует выбор между страхом этого греха и страхом предательства людей. Ведь мы можем отозвать уже готового на преступление человека от столь тяжкого греха увещеванием или запретом. Но если он не послушает и ложно поклянется перед нами о том, что нам известно, нужно ли о нем сообщать, если в результате этого он подвергнется смертельной опасности, - это очень сложный вопрос. Но поскольку не говорится, кому это следует сообщать: тому ли, против кого проклятие направлено, или священнику, или кому-то, кто не только не может его преследовать, определяя наказание, но может даже молиться за него, - то, мне кажется, человек освобождает себя от уз греха, если сообщит об этом тому, кто скорее поможет, чем навредит клятвопреступнику, или для его исправления, или для умилостивления Бога о нем, если он сам воспользуется лекарством покаяния. //**Вопросы на Семикнижие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех. Или если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен. Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен. Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил** Указываются 3 случая греховного действия; 1) отказ свидетельствовать истину в известных криминальных делах — утайка или сокрытие чужого преступления; 2) осквернение трупною нечистотою или иною (ст. 2–3) и 3) необдуманная, безрассудная клятва (ст. 4–5). Во всех этих случаях, если греховное или оскверняющее действие в момент совершения его не сознавалось, как таковое, и опознано было в своем качестве лишь после (в случаях заведомо известных, вызываемых необходимостью осквернений, требовались не жертвы, а очищения — омовения, [[old:lev:11:start|Лев XI–XV гл.]]), приносилась жертва за грех, по надлежащем исповедании содеянного греха со стороны виновного. [<10>]