[<10>] ====== Толкования на Лев. 8:6 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-13 **И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем, и возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим, и возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею. И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его. И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею** Посвящение обнимает 4 главных акта. Первый акт — //омовение// водой (ст. 6, кн. [[old:ish:29:04|Исх ХХIX:4]]), вероятно, всего тела, как требовалось от первосвященника в день очищения [[old:lev:15:start|(Лев XV)]], 4), а не простое омовение рук и ног, которое требовалось пред совершением каждого священного действия [[old:ish:30:19|(Исх XXX:19–21)]]. Означая удаление не физической только, но и нравственной нечистоты посвящаемых, омовение это было отрицательным моментом посвящения и вместе предъизображением высочайшей, абсолютной святости Первосвященника новозаветного [[new:evr:07:26|(Евр VII:26)]]. Второй акт — //облечение// Аарона во все священные одежды, сану первосвященника присвоенные[[old:ish:28:start| (Исх XXVIII)]], — символ церковно-общественного служения, в которое отныне первосвященник вступал (ст. 7–8; см. [[old:ish:29:05|Исх XXIX:5, 6)]]; равным образом по той же причине и с тем же значением облечены были в соответствующие священные одежды и сыновья Аарона — священники (ст. 18, см. [[old:ish:29:08|Исх ХХIX:8, 9]]). Третий акт — помазание священным елеем (о приготовлении которого говорится в [[old:ish:30:23|Исх XXX:23–25]]) сначала скинии и всех ее принадлежностей (ст. 10–11, см. [[old:ish:30:28|Исх ХХХ, 28–29]]) — для освящения этого дела рук человеческих на служение Богу, а затем и помазание Аарона и сынов его (ст. 12, см. [[old:ish:28:41|Исх XXVIII:41;]] [[old:ish:29:07|ХXIX:7;]] [[old:ish:30:30|XXX:30;]] [[old:ish:40:13|XL:13–15)]]. О помазании последних в данном месте не упомянуто (ст. 13). Но из [[old:ish:30:30|Исх XXX:30]] (ср. Лев [[old:lev:07:36|VII:36]]; [[old:lev:10:07|X:7)]] и особенно [[old:ish:40:13|Исх XL:13–15,]] видно, что и над священниками, по крайней мере, при установлении священства по закону, помазание совершено было: «помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их» [[old:ish:40:15|(Исх XL:15]]; cp.[[old:lev:07:36| Лев VII:36]]). И текст библейский, и традиция иудейская отличают, впрочем, помазание Аарона от помазания священников, сынов Аарона. Первое состояло прежде всего в возлиянии (евр. lazag) елея на голову Аарона в обильном количестве (ср. [[old:ps:132:02|Пс CXXXII:2]]) и уже затем в помазании (maschach) — вероятно лица и одежды. Помазание же (maschach) священников состояло только в последнем действии и преданием понималось в смысле начертания на лбу каждого подобия буквы греч. c (Маймонид) или евр. каф (к, по Абарбанел.). Но и высшее помазание Аарона, и низшее — сынов его — одинаково служило символом преподания им благодати Св. Духа (ср. [[old:1ts:10:01|1 Цар Х, 1–6;]] [[old:1ts:16:13|XVI:13, 14;]] [[old:is:61:01|Ис LXI:1]]), необходимой им ввиду чрезвычайной важности и ответственности их служения. Четвертый и последний акт посвящения — //жертвоприношение// от посвящаемых (от. 14–30, см. [[old:ish:29:10|Исх ХХIХ, 10–28]]). Принесены были в жертвы за грех (ст. 14–17), во всесожжение (ст. 18–21) и специальная жертва посвящения (ст. 22–30). В жертву за грех первосвященника (вместе с сыном его) берется, согласно предписанию [[old:lev:04:03|Лев IV:3]], телец, и весь обряд в целом согласуется с узаконением [[old:lev:04:03|IV:3–12]], касательно жертвы за грех первосвященника. Есть, однако, и различие. Если в [[old:lev:04:03|Лев IV:3]] и д. разумеется определенный факт греха первосвященника уже посвященного, то здесь, при посвящении святилища и служителей его, имеется в виду общая греховность последних, и так как одновременно освящается и скиния, то жертвенною кровью помазываются роги только жертвенника всесожжения (этого центра ветхозаветного жертвенного культа), а не роги алтаря кадильного, и не совершается кропления кровью пред некою (в отношении кровекропления жертвоприношение за грехи Аарона, и сыновей приближается, таким образом, к жертве за грехи мирян,[[old:lev:04:25|IV:25,]] [[old:lev:04:30|30]]). Все мясо с кожею было сожжено вне cтана согласно с [[old:lev:04:12|IV:12]]: посвящаемые не могли есть жертвы за их грех, а Моисей, совершитель жертвы на сей раз, не был священником и потому тоже не имел права вкушать ее. [<10>]