[<10>] ====== Толкования на Лев. 16:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке** Данная глава образует центр всей книги Левит по тем чрезвычайно важным религиозным идеям, которые выражаются в институте дня очищения, поскольку здесь выступают: а) факт всеобщей и разнообразной греховности и нечистоты пред Богом даже избранного народа; б) необходимость периодического очищения их; в) средство для сего: всенародное покаяние и сокрушение о грехах с определенным жертвенным ритуалом. Не названный технически в [[old:lev:16:start|Лев XVI гл.]], данный день в двух др. мм. кн. [[old:lev:23:27|Лев XXIII:27]] и [[old:lev:25:09|XXV:9]], назван по евр. jom hakkippurim, по LXX: ἡμέρα ἐξιλασμοῦ, день очищения или умилостивления, Vulg.: dies expiationum. У Иосифа Флав. (Древн. XIV:4–3 и XVI:4) и Филона (Ореrа II, р. 206, ed. Mangey), он называется днем поста или праздником поста (ἡ τῆς νηστείας ἡμέρα или νηστείας ἡμέρα). В талмудической литературе обычное название дня очищения — joma (день по преимуществу; целый тр. 2-го тома Талмуда, посвященный постановлениям о дне очищения, назв. Иома), или joma rabbah (великий день). В этот величайший в смысле важности жертвоприношений день, совершавшийся 10 числа месяца тисри ([[old:lev:23:27|Лев XXIII:27]]; [[old:lev:25:09|XXV:9]]; ср. [[old:chis:29:07|Чис XXIX:7]]), все таинственно-очистительные обряды в скинии или храме совершал исключительно один первосвященник. Ему, а также и священникам, внушается прежде всего глубочайшее благоговение к святилищу, в силу которого сам первосвященник мог входить во внутреннюю часть ветхозаветного святилища лишь однажды в год. Законоположения о дне очищения связываются исторически с трагическим случаем внезапной смерти сыновей Аарона — Надава и Авиуда [[old:lev:10:01|(Лев X:1–2)]], логически же вполне естественно примыкают к законам о чистом и нечистом [[old:lev:11:start|(Лев XI–XV)]]. Завеса, parocheth, за которую первосвященник входил во святое святых лишь в день очищения, эта так называемая вторая [[new:evr:09:08|(Евр IX:8)]] завеса [[old:ish:26:31|(Исх XXVI:31–32–36)]], отличная от первой, разделявшей святилище и двор. //«Крышка»//, слав.: //«очистилище»//, евр. — kapporeth, LXX: ιλαστήριον, Vulg.: propitiatorium, — вероятно плита на ковчеге завета, символизировавшая престол Иеговы, где Он благоволил являться в «//облаке//». Это облако (ст. 2) некоторые толковники (Розенмюллер) отождествляют с //«облаком курения»//, [[old:lev:16:13|ст. 13]]. Но традиция иудейская отождествляла это облако святого святых с тем чудесным облаком, которое указывало евреям путь в пустыне [[old:ish:13:21|(Исх XIII:21)]] и затем покрыло скинию, когда она была устроена [[old:ish:40:34|(Исх ХL:34–38]]; [[old:chis:09:15|Чис IX:15–23)]]. И по блаж. Феодориту (вопр. 21 на Лев.), Бог открывался в скинии «в светозарном облаке». [<10>]