[<10>] ====== Толкования на Лев. 21:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя** Если и весь народ израильский, как избранный Богом в народ священнический, имевший быть посредником между Иеговою и всем внезаветным человечеством, должен был строго соблюдать все предписания закона о духовной и физической чистоте и святости, то тем более строгие требования в этом отношении предписываются священникам. Круг дозволенного здесь для священников, а особенно для первосвященника, более тесен и ограничен. «Священнику надлежало быть образцом целомудрия, и чтобы род оставался беспримесным, не подавать повода к оскорблению замышляющим поругание» (блаж. Феодорит, вопр. 30). Требования к священникам в отношении духовно-телесной чистоты разделяются на 3 группы: 1) запрещение оскверняться трупами и погребальным трауром (ст. [[old:lev:21:01|1]], [[old:lev:21:10|10–12]]); 2) запрещение жениться на вдове, блуднице, отверженной, иностранке (ст. [[old:lev:21:07|7–8]], [[old:lev:21:13|13–15]]); 3) запрещение священства для лиц, имеющих телесные недостатки (ст. [[old:lev:21:17|17–23]]). Как служители святилища Бога Живого, священники не должны иметь привязанности к обрядам смерти. Потому, хотя погребение умершего вообще считалось непременным долгом еврея, но священники могли погребать и оплакивать лишь ближайших и вместе живущих родственников, прикосновение к которым, след. и осквернение ([[old:chis:05:02|Чис V:2]]; [[old:chis:06:06|VI:6]]; [[old:chis:19:14|XIX:14]]), было неизбежно: мать, отца, сына, дочь и сестру-девицу, живущую при нем. О жене не упомянуто (как и в [[old:iez:44:25|Иез XLIV:25]]). На жену видят указание (на основании Таргума Ионафана) в запрещении ст. 4 не прикасаться к кому-либо в народе (ср. [[old:iez:24:16|Иез XXIV:16–18]]), хотя весьма сомнительно, чтобы совершение последнего долга было воспрещено священнику в отношении жены, которая, по [[old:gen:02:23|Быт II:23–24]], есть одна плоть с мужем (Vulg.: ст. 4: nec in principe populi su contaminatur; так и Онкелос; но контекст речи ничего не говорит о «князе народа»). [<10>]