[<10>] ====== Толкования на Лев. 23:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои** Праздники у Евреев были следующие: первый праздник опресноков, в воспоминание избавления их из Египта. Второй праздник принесения снопов, начатка жатвы, в благодарение Питающему их. Третий праздник новолетия. Четвертый праздник поста и уничижения за служение тельцу; к сему последнему празднику присоединены и другие подобные по отведении пленниками в Вавилон. Пятый праздник кущей в соблюдение памятования о Том, Кто осенял их облаком. Чин же богослужения у Евреев составляли: ежедневное курение фимиама, возжжение светильника от вечера до вечера, и на одном светильнике хранение неугасимого огня, предложение от субботы до субботы хлебов, которых могли вкушать только жрецы. //**Толкование на книгу Левит.**// ===== Лопухин А.П. ===== **объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои** Скиния, место благодатного общения Иеговы с Израилем, была давно устроена [[old:ish:25:start|(Исх гл. XXV–XL)]]: священство, как посредствующий орган этого общения [[old:lev:08:start|(Лев гл. VIII–X)]], и жертвы, как благодатные акты его [[old:lev:01:start|(гл. I–VII)]], были учреждены; определены были и состояния чистоты и нечистоты и средства очищения ([[old:lev:11:start|Лев XI–XVI]] и д.). Теперь вся обыденная жизнь народа регулируется указанием священных времен или праздников (moёd, moadim — //точно определенные времена,// ср. [[old:gen:01:04|Быт I:14]]; [[old:gen:18:10|XVIII:10]]), когда общение завета между народом и Иеговою находило особенно яркое осязательное выражение. Общими всем праздникам чертами являются: 1) прекращение полное (в субботу, [[old:lev:23:03|ст. 3]] и в день очищения, [[old:lev:23:28|ст. 28]]) или только относительное (в др. праздники) всяких мирских занятий и получение через то свободы служить Богу (ср. [[old:lev:23:03|ст. 3]], [[old:lev:23:07|7]], [[old:lev:23:08|8]], [[old:lev:23:21|21]], [[old:lev:23:24|24]], [[old:lev:23:25|25]], [[old:lev:23:28|28]], [[old:lev:23:32|32]], [[old:lev:23:36|36]]); 2) умножение, сравнительно с буднями, числа жертв (ср. [[old:chis:28:start|Чис ХXVIII-ХXIХ]]) и усиление участия в них народа; 3) «священное собрание» (miqra qodesch) в эти дни: собрания, бывшие, помимо богослужебного характера, и некоторым народным вечем ([[old:lev:23:03|ст. 3]], [[old:lev:23:07|7]], [[old:lev:23:08|8]], [[old:lev:23:21|21]], [[old:lev:23:24|24]], [[old:lev:23:25|25]], [[old:lev:23:27|27]], [[old:lev:23:31|31]], ср. [[old:chis:10:02|Чис X:2]]). Знаменательно, что в определении праздников явно преобладает число 7 (7-й день — суббота, 7 недель — Пятидесятница, 7-й месяц, 7-й год, 50-й г.) — священное число совершенства и отрешения духа от материального. По внутреннему же характеру в праздниках древнееврейских выступает отношение человечества вообще и Израиля в частности: 1) к откровению (так, суббота, субботний и юбилейный годы более всего выражают идею заветного освящения человека и его богообщения; праздник труб и день очищения, кроме того, еще идею примирения с Богом); 2) к истории его и к сельскохозяйственному быту, к природе (Пасха, Пятидесятница и празд. кущей). В рассматриваемом месте праздники перечисляются в порядке следования их в году, начиная с Пасхи — праздника первого месяца (нисана) древнееврейского церковного года. В других статьях законодательства ([[old:ish:23:14|Исх XXIII:14–17]]; [[old:ish:34:18|XXXIV:18]], [[old:ish:34:22|22–24]]; [[old:vtor:16:01|Втор XVI:1–17]]) три великие праздника: Пасха, Пятидесятница и кущей выделяются, как особенно важные, в особую группу (евр. синагога называла их, на основании [[old:ish:23:14|Исх XXIII:14]], именем //reqalim// (собств. ноги, хождения), в виду узаконения об обязательном хождении в эти праздники всего мужского пола евреев к святилищу. [<10>]