[<10>] ====== Толкования на Лев. 24:5 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 5-6 **И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом** Были и в Ветхом Завете хлебы предложения, но они как относящиеся к Ветхому Завету отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения, освящающие душу и тело. Ибо как хлеб соответствует телу, так и Слово — душе. //**Мистагогические поучения.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Возми муки пшеничны, и сотвори дванадесять хлебов, дву десятин, да будет хлеб един** Это есть новое приношение всех народов. Кислые хлебы суть образ Церквей, собранных из Евреев и язычников, приявших в себя примешение небесного кваса, который, отъяв безквасие мира, даровал им приятность и благоухание. В сих двенадцати хлебах видим также Апостолов, в которых сокрыт хлеб, питающий душу, и еще, под образом двенадцати хлебов разумеем двенадцать колен, таинственно возлежащих окрест трапезы жизни. //**Толкование на Книгу Левит.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 5-6 **И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом** Двенадцать хлебов на столе скинии суть двенадцать апостолов, и все, следующие их учению в Церкви, которые как бы до исполнения времен не перестают укреплять народ Божий словесной пищей, как двенадцать хлебов предложения никогда не сходят с трапезы Господней. Точно так же предписано, чтобы хлебы были не из какой угодно муки, а из беспримесной, поскольку очевидно, что проповедующие слово жизни другим в первую очередь должны сами являть плоды добродетели и, убеждая в проповеди, подтверждать ее в исполнении, уподобляясь Тому, Кто о Самом Себе сказал: //Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно// [[new:in:12:24|(Ин 12:24)]]. Правильно также предписано положить хлебы на столе по шесть в два ряда - разумеется, в знак согласия, то есть любви и общения, ведь и Господь послал учеников на проповедь по два, имея в виду, что святые учители Церкви никогда не разногласят друг с другом либо из-за любви, либо из-за прочной уверенности в истине. Прежде всего очевидно, что самим числом **двенадцать хлебов** преобразуется круг апостолов, которых Господь, явившись во плоти, избрал первыми и через их служение дал всем народам пищу жизни. Потому что, когда люди мучились голодом в пустыне, Он сказал Своим ученикам и нашим апостолам: //вы дайте им есть// [[new:mf:14:16|(Мф 14:16)]], и, когда от пяти хлебов насытились пять тысяч, собрали двенадцать корзин кусков, поскольку, без сомнения, дело апостолов и мужей апостольских - собрать те таинства Писания, которые не может вместить народ. //**О скинии.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-9 **И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное** Хлебы предложения или с еврейского «хлебы лица», т. е. присутствия Божья (ср. [[old:ish:25:30|Исх XXV:30]]; [[old:ish:35:13|XXXV:13]]; [[old:ish:39:36|XXXIX:36]]). Их было 12, полагались они в 2 ряда (по преданию, один на другой, по шести). Вес каждого хлеба определяется в 2/10 ефы, т. е. (так как ефа равнялась приблизительно 30 фунтам) около 6 фунтов, ст. 5–6. [<10>]