[<10>] ====== Толкования на Лев. 26:5 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно** Не принимаю это как телесное благословение, как если бы хранящий Закон Божий наследовал этот общий хлеб в изобилии... Разве нечестивые и беспутные не едят хлеб не только в избытке, но и в утешении? Итак, если посмотрим на Того, Кто говорит: //Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек// [[new:in:06:51|(Ин 6:51)]], и обратим внимание, что говоривший это есть Слово, Которым питается душа, то еще более уразумеем, о каком хлебе говорится в благословениях Божиих: **будете есть хлеб** ваш **досыта**. Подобным образом и Соломон говорит в Притчах о праведнике: //«Праведник, питаясь, напитал душу свою, а души нечестивых будут в скудости»//. Если понимать это буквально, то всем покажется ложным: ведь скорее души нечестивых поедают пищу с жадностью и стремятся к насыщению, в то время как праведники порой даже голодают. Наконец, Павел был праведником и говорил: //Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои// [[new:1kor:04:11|(1 Кор 4:11)]], и затем говорит: //в голоде и жажде, часто в посте// [[new:2kor:11:27|(2 Кор 11:27)]], - так в каком же смысле Соломон говорит, что праведник, питаясь, утоляет голод своей души? Итак, как выше мы выяснили про дождь, точно так же и в этом месте должны понимать о хлебе, поскольку это хлеб небесный, иными словами, Слово Божие, Которое сказало: //Я - хлеб живый// [[new:in:06:51|(Ин 6:51)]]; его вкушают лишь праведные, которым сказано: //Вкусите, и увидите, как благ Господь!// [[old:ps:033:09|(Пс 33:9)]]. Что же грешники, осквернившиеся многими преступлениями, с какой совестью они надеются вкушать? ... Неправедный человек никогда не чувствует себя в безопасности, но всегда волнуется и мечется, и обращается к ложным искажениям от любого порыва ветра вероучения в заблуждениях людей. Поистине праведен, кто хранит закон Божий, кто в надежности живет на своей земле, поскольку со страхом Божиим управляет и подчиняет собственную плоть служению; чувства его тверды, когда он говорит к Богу: «Утверди меня, Господи, в словах Твоих». Утвержденный, находящийся в безопасности и упроченный на своей земле - тверд в вере, ибо здание его построено не на песке, но утверждено на прочной земле. //**Проповеди.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно** **«Снесте хлеб ваш в сытость**, – сказал Господь устами Моисея, – **и вселитеся с твердостью на земли вашей»** [[old:lev:26:05|(Лев. 26:5)]]. А знаешь, что такое Божественный хлеб и что такое твердость? //Утвердих тя десницею Моею//, – говорить Бог [[old:is:41:10|(Ис. 41:10)]], //«и дам мир в земли вашей»// [[old:lev:26:06|(Лев. 26:6)]], называя миром свободу от мерзких страстей, и //«уснете, и не будет устрашаяй вас»//. Вот сон благотворный, избавляющий от обдержащих зол. Ибо сказано: //«дал еси»// не в устах моих, но //«в сердце моем»//, в мысли, //«веселье»// не гибнущее, но вечное, и потому //«в мире вкупе усну и почию»// [[old:ps:004:08|(Пс. 4:8]][[old:ps:004:09|-9)]] сном, мертвым для всякого греха. Ибо //«егда»// Господь //«дает возлюбленным Своим сон, се достояние Господне»// [[old:ps:126:02|(Пс. 126:2]][[old:ps:126:03|-3)]], уготованное подвижникам. **//Письма на разные темы. Епископу Язону.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно** См. Толкование на [[old:lev:26:03#lopuxin_ap|Лев. 26:3]] [<10>]