[<10>] ====== Толкования на Мал. 1:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Пророчество словесе Господа на Израиля рукою ангела его. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова** **Пророчество словесе Господа на Израиля рукою ангела его.** //«Пророчеством»// (восприятием) **«словесе»** называет как бы принятие пророчества от Бога, ибо блаженные пророки чрез Святого Духа получали знание будущего, и как советы, так и укоризны делали кому-либо, не сами из собственных сердец извлекая слова, какие вздумается, или изрекая ложь на кого-либо, но изъясняя внушения от Бога и чисто и безукоризненно передавая другим вышние слова. Итак, восприятие пророчества, говорит, было от Господа. Этим указывает на то, что слово пророчества не имеет ни какого-либо предсказания о бедственном и скорбном событии, имеющем случиться у израильтян, ни похвал ведущим праведную жизнь, но укоризну на священников и народ. Выражение же **«рукою ангела его»**, разумей так: восприятие (**«пророчество»**) на Израиля было (соделано) тем лицом, коему как бы поручено было или которое совершало служение пророчества, по имени Ангел. А назван Малахия Ангелом по причинам, о коих я уже прежде сказал. **Положите убо на сердцах ваших: возлюбих вы, глаголет Господь.** Не рассеянным слухом повелевает внимать тому, что будет сказано, но старательно, с величайшим вниманием и разумением. Такому расположению (духа) надлежит быть у имеющих выслушивать божественные слова, от коих будет величайшая и весьма обильная польза, если они вольются в самый ум. Так и божественный Давид поет и говорит: //«в сердцы моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе»// [[old:ps:118:011|(Пс. 118:11)]]. Да, поистине можно признать, что слушающий не услышал бы, если бы слова не касались ума, но как бы слетев с языка говорящего, потом ударив один только слух слушающего, оказались бы напрасными и все равно что непроизнесенными. Таковыми были некие, о коих один из святых пророков сказал: //вот народ безумный и бессердечный: очи у них, и не видят, уши у них, и не слышат// [[old:ier:05:21|(Иер. 5:21)]]. Посему необходимо побуждает пророк, говоря: //«положите убо на сердцах ваших»//, то есть во внутрь ума и сердца налагая божественные слова и разумевая значение вышних откровений, согласитесь, конечно, с тем, что //«возлюбих вы, глаголет Господь»//, и удостоил всякого милосердия и пощады, и подобающего любимым благодеяния. Этим опять справедливо порицает их за то, что злом воздали Ему за добро, хотя им, как удостоенным любви, и надлежало со своей стороны радовать Его своим благоповедением и старанием, и рвением ко всему благоугодному Ему. Ведь если нелепо не хотеть отдавать долги подобным нам, то что же сказать о Боге, обильно сообщающем нам все для нашего благополучия, если бы кто не хотел со своей стороны воздать Ему за дарованное? Да, истинно здравомыслящим по преимуществу подобает говорить вот что: //«что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?»// [[old:ps:115:03|(Пс. 115:3)]]. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Малахии. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны?** Малахия пророчествует по возвращении Иудеев из плена, и возвещает, что Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Бремя слова Господня к Израилю в устах **(in manu)** Малахии** Что значит бремя, или тяжесть, выражаемое по-еврейски словом massa (טשא), а у Акилы – ἄρμα, или что значит λῆμμα, т. е. принятие, как перевели Семьдесят и прочие толкователи, об этом мы сказали в толковании на других пророков. Ибо и Наум пишет: Бремя Ниневии: //книга видения Наума Елкесеянина// [[old:naum:01:01|(Наум. I, 1)]], и Аввакум: //Бремя, которое видел пророк Аввакум//, [[old:avm:01:01|(Аввак. I, 1)]], и Захария: //Бремя слова Господня на землю Адрах и в Дамаск, [месте] успокоения его//[[old:zah:09:01| (Захар. IX, 1)]] и снова [[old:zah:12:01|(XII, 1)]]: //Бремя слова Божия на Израиля//. Будем таким образом довольствоваться толкованием, изложенным там; а в настоящем случае скажем только, что бремя слова Господня к Израилю, или, – как перевели LXX: на Израиля, есть нечто очень важное, ибо называется тяжестию, но заключает и нечто утешительное, ибо направлено к Израилю, а не против Израиля, потому что одно значит для нас писать кому-нибудь или о ком-нибудь, и другое значит писать против кого-нибудь; первое имеет значение дружбы, второе показывает полное обнаружение вражды. Кроме того необходимо знать, что после отведения в плен Израиля, т. е. десяти колен, прежним именем безразлично называются и два остальные колена: Иуды и Вениамина. А в словах: в руке Ангела его, или Малахии слово рука понимайте в значении дел. Точно также слово Божие было и в руке Аггея, и в руке Иеремии, и в руке Моисея; слово Божие не бывает в руках тех, которые имеют в руках своих неправду, или правая рука которых наполнена взятками, или руки которых полны крови, но бывает в руках тех, которые между неповинными [или: в невинности] умывают руки свои [[old:ps:025:06|(Псал. XXV, 6)]]. Водою такого рода и Пилат был вынужден вымыть руки свои, чтобы не согласиться с богохульством иудеев [[new:mf:27:24|(Мф. XXVII, 24)]]; об этих водах с веселием восклицает Псалмопевец: На водах успокоения Он воспитал меня [[old:ps:022:02|(Псал. ХХII, 2)]]; обетование об этой воде Господь дает чрез пророка: Окроплю вас водою чистейшею [[old:iez:36:23|(Иезек. XXXVI, 23)]]. А тот, кто грешен, опьяняется чашею Вавилонскою и относительно его говорится; Шипы растут в руке опьяненного [[old:pr:27:09|(Притч. XXVI, 9)]]. LXX: **Положите на сердца свои**. Этих слов нет в Еврейском тексте; и я думаю, что они прибавлены из книги пророка Аггея: //И ныне положите на сердца свои, от дня сего// и далее ([[old:ag:02:16|Aгг. II, 16]] [устремите сердца свои]). Итак после названия пророка, или вступления, особенным образом (dupliciter) нужно принять слова: Положите на сердца свои, т е. в смысле: заметьте, подумайте о том, что сказано выше в словах: Принятие слова Господня на Израиля в руке Ангела его. Другими словами, – тщательно сообразите то, что должно быть сказано после этого, чтобы воспринять это не только телесными ушами, но силами души и сердца, и устройте себе сокровищницы, в которых вы могли бы собирать себе богатства слов Божиих; и пусть мудрость действует доверчиво, когда вы будете распространены в широту и, наполнив сердца свои словами Божиими, изгоните нечестивые помыслы, исходящие от сердца, – именно человекоубийства, блудодеяния, прелюбодеяния, кражи [[new:mf:15:09|(Мф XV, 19)]] и проч., и когда вы исполните то, что сказано Спасителем: Кто имеет уши слышать, пусть слышит [[new:lk:08:08|(Лук. VIII, 8)]]. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию** //Пророческое слово.// Стоящее здесь еврейское слово //massa// обозначает //бремя, тяжесть// (ср., напр., [[old:is:13:01|Ис XIII:1]]). До времен пророка Иеремии такое название пророческой речи прилагалось только к речам, обращенным на иноземные народы, а после Иеремии стало прилагаться и к тем речам, какие обращены к иудеям. Этим названием обозначается грозный характер следующего далее пророчества. В самом деле, Малахия строго обличает грешных евреев и предсказывает им наказание от Бога [[old:mal:02:03|(гл. II ст. 3]]; [[old:mal:03:05|гл. III:5)]]. — //К Израилю.// Пророчество Малахии направлено к возвратившимся из плена подданным иудейского царства, но он называет их именем «Израиля», потому что так называли себя послепленные иудеи как единственные представители всего израильского народа (подданные израильского царства не вернулись в Палестину). — //Через Малахию,// т. е. при посредстве Малахии. Ст. 1-5 **Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни. Если Едом скажет: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: возвеличился Господь над пределами Израиля** //Речь первая: жалоба на непочтение к Иегове// //Особое расположение Иеговы к Израилю// Пророк хочет прежде всего пробудить в израильтянах сознание того, как много они обязаны милости к ним Божией. Для этого он указывает на то, что Бог возлюбил еще родоначальника израильского народа, Иакова, предпочтительно пред братом его, Исавом, и продолжает теперь также относиться с особенною любовью к потомкам Иакова, не давая подняться потомкам Исава. [<10>]