[<10>] ====== Толкования на Мал. 2:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Завет мой бе с ним жизни и мира. И дах ему боязнию боятися мене и от лица имене моего устрашатися ему** **Завет мой бе с ним жизни и мира.** Возводит речь к тем, кои свято и законно священствовали, и истинно досточудным делом объявляет священнослужение, поскольку это относится к закону и к пользе, и твердости божественных откровений, ибо, как пишет премудрейший Павел, //«закон свят, и заповедь свята и праведна и блага»// [[new:rim:07:12|(Рим. 7:12)]]. Посему, когда кажется, что речь идет о Левии, то надлежит значение мыслей непременно относить, конечно, не к тому, который родился от Иакова и был в числе двенадцати сыновей его, ибо совсем не священствуют, – но мы должны разуметь должность священства и самое именно священнослужение, как бы и изображаемое в лице Левия. Итак, **«бе**, – говорит, – **к нему завет мой жизни и мира»**. К священнейшему Моисею изречен писаный закон, данный //«чрез служение ангелов»// [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19]]; [[new:act:07:38|Деян. 7:38)]], и положен он чрез посредника Моисея потомкам Израиля, имеющий обетование жизни и мира желающим жить право и волю Законодателя делать правилом жизни. Впрочем, пророческое слово в настоящем случае, кажется, прикровенно указывает нам и нечто из необходимейшего в отношении духовного созерцания. Ведь закон был дан древним, потомкам Левия, представляя детоводительство [[new:gal:03:24|(Гал. 3:24–25)]] о Христе и некий образ, и ясное предызображение истины. Истинен же Христос, Который есть жизнь и мир [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14]]; [[new:in:11:25|Ин. 11:25]], [[new:in:14:16|14:6)]], и Его описывают нам сени Моисеевы. Посему и сказал, обращаясь к иудеям: //«аще... бысте веровали Моисеови, веровали бысте... Мне, о Мне бо той писа»// [[new:in:05:46|(Ин. 5:46)]]. Его представлял агнец, закалавшийся в месяце первом, в четырнадцатый день, и долженствовавший спасать помазывавших его кровью косяки (дверные) домов [[old:ish:12:05|(Исх. 12:5)]], – Его – (предызображала) телица рыжая и беспорочная [[old:chis:14:02|(Чис. 14:2)]], коей пепел с водою освящал //«оскверненыя... к плотстей чистоте»//, – как написано [[new:evr:09:13|(Евр. 9:13)]], Его (предызображали) бесквасной хлеб [[old:ish:12:18|(Исх. 12:18)]], горлицы, птенцы голубей [[old:lev:05:07|(Лев. 5:7)]], – и вообще весь закон был полон (таинственного) созерцания о Христе [[new:evr:10:01|(Евр. 10:1)]]. Итак, справедливо называет заветом жизни и мира, ибо, оживотворенные в Нем, чрез Него же опять мы получили доступ к Богу и Отцу, и мир имеем с Ним чрез послушание и веру [[new:rim:05:01|(Рим. 5:1–2;]] [[new:ef:02:18|Еф. 2:18)]]. **И дах ему боязнию боятися мене и от лица имене моего устрашатися ему.** Благополезно перечисляет славные преимущества священства, снисканные чрез тайноводство закона; ибо он влагал преимущественно священнослужителям страх Божий, убеждая **«устрашатися от лица имене»** Его, то есть, вызывая осмотрительность и опасливость в отношении Владычного имени и побуждая к тому, чтобы благоговение к Нему было делом не посторонним, но старательным. Что может быть почтеннее сего? Ведь написано, что //«бояйся// Господа, //сей здравствует»// [[old:pr:13:13|(Притч. 13:13]], ср. [[old:pr:03:07|Притч. 3:7]]; [[old:ekl:07:19|Еккл. 7:19]]; [[old:prsir:01:13|Сир. 1:13)]], – и опять: //«страх Господень слава и похвала»// [[old:prsir:01:11|(Сир. 1:11)]]. Таким образом, свято и истинно священствовавшим засвидетельствовал твердое благополучие. Не просто убоялись, говорит, они, но боязнию убоялись, то есть всей душей и сердцем восприяли божественный страх, так как усиление здесь и удвоение речений обозначает для слушателей твердость похваляемых (лиц) в добродетели. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **От лица имене Моего устрашался он**. Сие сказано о Левии, родоначальнике колена левитов. В чем вы, левиты, подобны отцу вашему Левии, который боялся Меня и **устрашался от лица имени Моего**? ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Договор Мой с ним был договором жизни и мира, и дал Я ему страх, и он боялся Меня, и трепетал пред лицем имени Моего. Закон истины был на устах его, и неправды не находилось на языке его, в мире и правде ходил он со Мною и многих отвратил он от неправды. Ибо уста священника должны хранить познание, и закона ищут от уст его, ибо он есть вестник Господа воинств** От лица Божия здесь описывается служение священника совершенного, каковым он должен быть и каковым хотел иметь его Тот, Который поставил его. Действительно, выше Он сказал: Чтобы был [сохраняем] договор Мой с Левием, говорит Господь воинств. А чрез патриарха Левия перешел к потомкам, Аарону, Елеазару, Финеесу и прочим, происшедшим из этого колена; ныне же в конце говорит: Вы сделали не действительным договор с Левием. говорит Господь воинств. Из этого ясно видно, что обращенное к Левию относится к священникам и особенно к первосвященникам. В книге чисел мы читаем о Финеесе, который поразил копьем Замри [начальника из колена Симеонова] с блудницею Мадианитянкою: //Финеес, сын Елеазара, сына Аарона первосвященника, отвратил гнев Мой от сынов Израилевых, ибо он возревновал ревностию по Мне вместо них// (contra eos);// посему Я не утратил сынов Израиля в ревности Моей, говоря так: Вот Я дам// [Вульг: даю]// ему завет мира, а будет ему и семени его после него в завет священства вечного за то, что он обнаружил ревность к Богу своему и был заступником сынов Израилевых// [[old:chis:25:start|(Чис. XXV, 8 – 13)]]. А под заветом или договором жизни мы должны разуметь завет не о той жизни, которая у нас одинакова с животными я всеми скотами, но обетование о Той Жизни, Которая говорит: //Я есмь жизнь// //new:in:16:06(Ин. XVI, 6)//. Ибо жизнь наша со Христом сокрыта в Боге [[new:kol:03:03|(Кол. III, 3)]], о Котором мы можем сказать, что Он же есть и мир наш, как это подтверждается словами Апостола. Ибо Он есть мир наш [[new:ef:02:14|(Еф. II, 14)]]. Итак, Господь дал Левию, а чрез него и потомкам его, чтобы они боялись Бога, //ибо начало премудрости страх Господень// [[old:ps:110:10|(Пс. СХ, 10)]]; они будут трепетать пред лицем Его, или в смирении отступать, показывая страх душевный трепетом телесным согласно тому, что написано: //На ком Я успокоюсь, только на кротком и смиренном и трепещущем слов Моих// [[old:is:66:02|(Ис. LXVI, 2)]]. Закон истины будет на устах его, т. е. учительство народа, которое не должно быть в священнике возмущено ничем лживым, но должно проистекать из истинного источника всецело. И неправда не найдена на языке его, так что он подражает Господу своему, о Котором говорится: //Который греха не сотворил и лесть не нашлась на устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет. II, 22)]]. В правде и мире ходил он со мною, так что и сам в себе имеет мир и других примиряет, а на суде не принимает [в расчет] никакого лица; он так ходит с Богом, как ходил Енох, который вознесен к Господу и потом не был найден [[old:gen:05:24|(Быт. V, 24)]]. //И многих отвратим от неправды//. Священник, не исправляющий тех, которые падают, погубляет дело священства. Уста священника будут хранить познание, не сказал: будут подавать, но: будут хранить, т. е. будут говорить в должное время и дадут пищу вверенным их попечению. И закона будут искать от уст его. То же самое пишется у пророка Аггея: //Спросите священников о законе Господнем// [[old:ag:02:12|(Аг. II, 12)]]. К обязанности священника относится давать ответ на вопрошаемое о законе. Тот, который будет покрывать любящего неведение в остальном и небрегущего [о познании] в священном Писании, напрасно хвалится высоким служением, обязанностей которого он не выполняет. Эго именно предусматривается в словах Апостола к Титу: //Да будет в силах убедительно наставлять в здравом учении и противящихся обличать// [[new:tit:01:09|(Тит. 1, 9)]], и к Тимофею: //Ибо ты из детства познал Священное Писание, могущее наставить тебя ко спасению, чтобы обличать грешников пред всеми// [[new:2tim:03:15|(2 Тим. III, 15)]]. Далее следует: Ибо он есть ангел Господа воинств. Ездра, священник Божий показывает значение своего имени, т. е. Малахия, которое значит Ангел Господа. А ангелом, т. е. вестником, священник Божий называется в самом истинном значении слова, ибо он есть посредник между Богом и людьми, и возвещает народу Божию волю Его. Вот для чего на груди священника полагается слово судное. [[old:ish:29:start|(Исх. XXIX)]], а в нем – учение и истина, – именно, чтобы мы знали, что священник должен быть ученым и провозгласителем Божественной истины. – Некоторые неправильно полагают, что все сказанное Левию и чрез Левия к священникам должно разуметь в отношении ко Христу: они не обращают внимания на то, что дальнейшее в пророчестве не соответствует (contraria) лицу Христа. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим** Прежде Иегова поступал с коленом Левиным и, в частности, с священниками иначе. Он посылал Левию //жизнь и мир// или, иначе, мирную, счастливую жизнь, а Левий, с своей стороны, платил Иегове за это беспредельным благоговением (//страх//). См. также Толкование на [[old:mal:02:01#lopuxin_ap|Мал. 2:1]] [<10>]