[<10>] ====== Толкования на Мал. 3:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-3 **Зане той входит яко огнь горнила и яко мыло перущих (моющих). Сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато, и очистит сыны Левины, и прилиет я яко злато и сребро** Ведет здесь речь от подобия с нашими предметами и для могущих уразуметь вводит несказаемое откровение таинства. Испытание серебра и золота искусные в этом производят посредством расплавления огнем всего, что в них есть нечистого и некрасивого. Огонь же божественный и небесный, то есть благодать чрез Святого Духа, по которой нам, живущим, подобает усовершаться Духом, когда Он, по ниспосланию Христа, входит в ум и сердце, – тогда-то именно он (огонь божественный и небесный) стирает всякую грязь греховную и уничтожает скверну с павших уже прежде. Таким образом, очищенными и испытанными делает их и как бы вычеканивает их духовно к новой жизни, и, наконец, являет их сосудами блестящими и освященными, уготованными в честь и полезными для дома великого, то есть Церкви (ср. [[new:rim:09:21|Рим. 9:21–22)]]. На сей божественный и духовный огонь указывал богодухновенный Иоанн, говоря: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» [[new:mк:01:start|(Мк. 1]] ср. [[new:mf:03:11|Мф. 3:11]]; [[new:lk:03:16|Лк. 3:16]]; [[new:in:01:26|Ин. 1:26–27)]]. Припомним и Самого Христа, говорящего:// «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, Аще уже возгореся»?//» [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]] Итак, поскольку потомки Израиля, благодаря чрезмерной нечистоте или неправде левитов, постоянно оскорбляли Бога всяческих, высказывая нечто противоречащее Ему и дерзая говорить: //«всяк творяй зло, добро пред// Ним, //и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды»// [[old:mal:02:17|(Мал. 2:17)]]; то благополезно высказывает, что некогда воссияет Христос, устраняя всякую нашу греховность и совершая чистейшими Своих священнослужителей, и как бы золото и серебро очищая их в огне или делая их испытанными и просветленными [[old:zah:13:09|(Зах. 13:9)]]. Таковы должны быть все священнослужители Церкви, коим приличествовало бы, со всей справедливостью, говорить устами Давида, что //«искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро»// [[old:ps:065:10|(Пс. 65:10)]]. Потомки Аарона носили установленную законом одежду [[old:lev:16:32|(Лев. 16:32)]], – и у избранных во Христе и поставленных на священнослужение есть светлое облачение, священнолепное и святое – Сам Христос. Посему-то, посредством лиры Псалмопевца и говорил Бог и Отец о Церкви из язычников:// «священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются»// [[old:ps:131:16|(Пс. 131:16)]]. Подлинно, Сам Христос есть спасение святых священнослужителей, облачение верующих досточудное и наиболее приличествующее: //"елицы бо"//, – сказано, – //«во Христа креститеся, во Христа облекостеся»// [[new:gal:03:27|(Гал. 3:27)]]. См. также Толкование на [[old:mal:03:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Мал. 3:1]] //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И кто стерпит день пришествия Его?** Здесь очевидно указывается на тот великий день суда, в который подвергнутся суду соделавшие негладкими правые пути Господни. О них выше сказано: //вы уклонистеся от пути и изнемоществисте многих, растлисте завет Левиин// [[old:mal:02:08|(2:8)]]. **Яко огнь горнила** он идет и, подобно огню, расплавит народ. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2 – 6 начало: **Вот Он идет, говорит Господь воинств, и кто может помыслить о дне пришествия Его, и кто станет для созерцания Его. Ибо Он как бы огонь, плавящий и как бы трава суконщиков. И сядет Он, чтобы плавить и очищать как бы** [Вульг. не имеет: как бы] **серебро, и очистит сынов Левия и процедит их, как бы золото и как бы серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде. И будет угодна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни века, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду скорым свидетелем **[обличителем]** для злодеев и прелюбодеев, и дающих лживую клятву, и неправильно рассчитывающих плату у наемников, и клевещущих на вдов и сирота, и угнетающих чужестранца и не боявшихся Меня, говорит Господь воинств** Выше мы читали обращенный ко Господу вопрос со стороны тех, которые говорят «Всякий, делающий зло, является добрым в очах Божиих, и таковые угодны ему; или если не угодны, то где же Бог правосудия [на них]? Другими словами: «где истинность суда»? Для разрешения этого вопроса слово Господа дает такой ответ: Я пошлю вестника Моего, который приготовит путь Мой, и придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, Который есть судия истины», о чем говорится в Псалме: //Боже, дай суд Твой царю и правду Твою сыну царя// [[old:ps:071:01|(Пс. LXXI, 1)]], ибо: //Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну// [[new:in:05:22|(Ин. V, 22)]]. И Он есть Ангел завета, Которого вы ищете, Которому злое не угодно, Который на суде не взирает на лице человеческое [[new:kol:03:25|(Кол. III, 25)]], Который не изменяется ни движимый милосердием, ни побуждаемый строгостию, ибо //чаша в руке Господа наполнена чистым нерастворенным вином и Он наклонил отсюда туда// [[old:ps:074:09|(Пс. LXXIV, 9)]], т. е. милосердие умеряет справедливость, а справедливость – милосердие. Итак Он вслед затем быстро придет к храму Своему, т. е. в Церковь. И кто может помыслить о дне пришествия Его. Если же вследствие величия могущества Его никто, то кто может перенести Его? И кто станет для того, чтобы созерцать Его, т. е. кто может, имея слипающиеся, почти закрытые глаза, созерцать сияние Того, Который есть Солнце правды, носящее на крылах своих спасение. Он придет, как //огонь расплавляющий и как трава, которую употребляют суконщики для мытья, ибо огонь будет пылать на лице Его и вокруг Его сильная буря// [[old:ps:049:04|(Пс. XLIX, 4)]]. Тогда Он призовет небо свыше и землю, чтобы рассудить народ Свой; тогда потоки огня, покрывая всех грешников, увлекут их пред Ним. А огнем называется Господь и огнем поядающим [[old:vtor:04:11|(Втор. IV, 11]], [[old:vtor:04:12|12)]], как, – выражаясь на нашем языке, – сено и солому. Но Он но огонь только, а и трава суконщиков, называемая по-еврейски borith (בורית), а у Семидесяти переведено πόαν [от πόα], т. е. трава суконщиков. Он есть огонь, расплавляющий и поядающий для тех, которые тяжко согрешили; а для тех, которые допустили незначительные грехи, Он есть трава суконщиков для того, чтобы омытым подавать им чистоту, соответственно тому, что написано у Исаии: //Омыл Господь нечистоту сынов и дочерей Сиона и очистил кровь из среды их духом суда и духом огня// [[old:is:04:04|(Ис. IV, 4)]]. Те, которые имеют нечистоту, нуждаются в духе суда, чтобы быть омытыми; а те, которые наполнены кровию, нуждаются в духе огня, чтобы была уничтожена кровь, которою они покрыты снаружи. И будет Он сидеть как расплавляющий и очищающий как бы серебро, чтобы, как говорится у пророка Иезекииля, было сожжено в горниле Господа, то, что есть в нашем золоте и серебре, т. е. в разуме и слове, смешанного с медью, оловом, железом, свинцом, чтобы осталось чистое золото и серебро. Посему Господь и говорит в Евангелии: //Огонь пришел Я низвести на землю и как хочу, чтобы он возгорелся// [[new:lk:12:49|(Лк. XII, 49)]] И очистит Он сынов Левия, ибо //пришло время, чтобы в доме Божием начался суд// [[new:1pet:04:17|(I Пет. IV, 17)]]; и в другом месте пишется: //Начните от святых Моих// [[old:iez:09:06|(Иез. IX, 6)]]. А под сынами Левия понимай всякое священническое достоинство. Если же священники должны быть очищены и омыты, чтобы осталось чистое золото и серебро, то что сказать относительно остальных? Когда они будут очищены и омыты, тогда принесут Господу праведные жертвы, и богоугодно будет священнодействие их жертвы, которую они принесут за Иуду и Иерусалим, т. е. за тех, которые исповедуются Господу и мысленно созерцают мир Его; «как дни века, как дни древние», [т. е.] как первоначально они были угодны Богу, так и после греха и покаяния они будут снова угодны Ему, когда будут очищены от всякой греховной скверны. И приступлю, говорит, к вам в суде и буду обличителем скорым. Какой страшный суд, когда Он сам будет и обличителем и судиею; обличителем же для всех злодеев и прелюбодеев, ибо сии преступления вкрадываются тайно, а потому теперь они выводятся на свет (in medio), чтобы далее они уже не скрывались. После злодеев называются прелюбодеи, после прелюбодеев – дающие ложную клятву, после дающих ложную клятву – те, которые ложно высчитывают плату наемника, не желая платить за исполненный труд, сколько следует. Вдов и сирот (подразумевается) оклеветывают, и угнетают чужеземца и иноплеменницу, т. е., как кажется, оглашенного, который еще не сделался гражданином в Царстве Христовом; и хотя бы они и не сделали всего этого, однако для наказания их достаточно и одного преступления, именно того, что они не боятся Бога. И так, мы никоим образом не считаем маловажными грехами ложную клятву, недоплату трудящемуся заработанной платы, поругание над сиротами и вдовицами и угнетение иноплеменницы и чужеземца; ибо эта грехи приравниваются к злодеяниям, отравлению и прелюбодейству. – Сказанное нами мы понимаем и в отношении к действительным прошедшим событиям, и в переносном смысле относительно настоящего времени, так что обращенное в свое время к вождям иудейским ныне имеет силу в отношении к владыкам Церкви. А следующие слова: Я есмь Господь, и не изменяюсь прибавляются Им потому, что выше Он сказал: Он как огонь расплавляющий и как трава суконщиков, с тем чтобы мы не думали, что Он не изменяет природу Божества, когда пред нами является с именем то Ангела, то огня, то borith [herba трава]. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 2-4 **И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние** Евреи думали, что явление Иеговы на суд принесет им только пользу, а на самом деле, едва ли много найдется среди них таких, которые выдержат ожидающее их, как и другие народы, испытание на суде Иеговы. — //Огонь расплавляющий// — ср. [[old:is:01:25|Ис I:25]]. — //Щелок очищающий// — ср. [[old:ier:02:22|Иер II:22]]. — //Сынов Левия//. Очищение, прежде всего, будет совершаться над потомками Левия, в частности, над священниками, потому что у Иеговы с Левием заключен был особый завет [[old:mal:02:05|(II:5)]]. — Жертву в правде, т. е. как указано в законе. — //Дни древние// — это, напр., счастливые времена Давида, который заботился о правильном совершении Богослужения. См. также Толкование на [[old:mal:03:01#lopuxin_ap|Мал. 3:1]] [<10>]