[<10>] ====== Толкования на Мал. 3:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи и на прелюбодеицы, и на кленущыяся именем моим во лжу и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицу и пхающыя сирыя, и на уклоняющыя суд пришелца и на небоящыеся мене, глаголет Господь вседержитель** И здесь опять речь продолжает для нас соответственно цели предмета (пророчества). Неразумные израильтяне говорили: //«всяк творяй зло, добро пред ним, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды?»// [[old:mal:02:17|(Мал. 2:17)]] Что служило предлогом для столь ужасной необузданности языка, о сем уже было сказано. Впрочем, должно будет сказать опять. Поскольку некоторые из священнослужителей и также из других, кои были знатнейшими и отличались высшими почестями, неосторожно доходили до всякого рода беззакония и лукавства, и Бог казался им долготерпеливым сверх меры (ведь Он добр, благ, милостив и человеколюбив), то по нему некоторые изрыгали слова (хульные) от чрезмерного малодушия. Но Он ясно открыл, что некогда будет переход к лучшему поставленных на священнослужение, когда Христос преобразует их в обновление жизни и переведет к благоустроению и к славному поведению и жизни. А что преданных злу Он не примет тогда и не удостоит похвал и наград, но осудит их и положит наказание беззаконно жительствовавшим, это разъясняет в словах: **«и прииду к вам с судом»**, то есть явлюсь как Судия, **«и буду свидетель скор»**, очевидно, по собственному побуждению, а не призванный кем-либо; ибо буду присуждать наказание злым и произносить осуждение над ними, при отсутствии какого-либо другого защитника их преступлений, но, как Бог, ведая явное и тайное и в совести (их собственной) имея свидетельство против каждого из согрешивших. И божественный Павел сказал негде, что живущие по всей земле предстанут некогда пред Судией [[new:2kor:05:10|(2 Кор. 5:10)]], //«между собою помыслом осуждающым или отвечающым, в день, егда судить Бог тайная человеком, по благовестию моему, Иисусом Христом»// [[new:rim:02:15|(Рим. 2:15–17)]]. Заметь потом, каким образом согрешившие и тайно, и явно, говорит, должны будут явиться на суд. Сначала называет **«чародеев и прелюбодеиц»**, потом **«кленущыхся во лжу»**. Скрытно ведь это делается и тайно, ибо кто станет чародействовать явно? Или разве захочет прелюбодеица быть видима кем-либо? Думаю, что и решившиеся на клятвопреступления стараются скрыть это. Как безрассудных обвиняет таких блаженный Давид в словах: //«разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?»// [[old:ps:093:08|(Пс. 93:8–9)]] Для Бога совершенно нет ничего недоступного зрению, Он один ведает тайные и явные из зол. Но вышеназванные прегрешения совершаются тайно и как бы во тьме. Потом присоединяет к ним и явные, разумею **«лишение наемника»** платы, угнетение и насилие, которое могут учинять некоторые над слабейшими, то есть над вдовами и сиротами. Наконец присовокупляет к ним и низвращающих праведный суд и не боящихся Его. Таковыми же могут быть и другим каким образом, кроме только что сказанных нами, оскорбляющие Бога. Итак, **"буду,** – говорит, – **судия и свидетель скор»**, и по своему побуждению, на **«чародеев и прелюбодеиц»**, и совершителей других зол. Вероятно на таковые в то время дерзали некоторые, и из-за них многие говорили хульные слова на Бога [[old:mal:02:17|(Мал.2:17)]]. Посему надлежит всеми силами избегать зла и обращаться к лучшему, и стараться совершать то, чрез что каждый мог бы получить всякую похвалу и благонравие; ибо таким образом избежит и божественного гнева, имеющего постигнуть обвыкших грешить. Получит он награды и славу, кои дарует Бог любящим Его. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И буду свидетель скор на чародеи**, на татей **и на прелюбодейцы**. Законом повелено было народу не оказывать снисхождения к соделавшему грех, и убийцу убивать, татя и прелюбодея побивать камнями, В другом смысле слова сии: **буду свидетель скор**, относятся к Иоанну, который свидетельствовал о непотребстве Иродиады и обличал ее. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф** См. Толкование на [[old:mal:03:02#blzh_ieronim_stridonskij|Мал. 3:2]] =====Лопухин А.П.===== **И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф** Что касается простых евреев, то и их будет судить Иегова за разные преступления против закона Моисеева. Бог будет обличителем или, точнее, //свидетелем// против евреев на этом суде. Он будет судить — Он же будет и подтверждать виновность подсудимых, как Всеведущий. Таким образом, судебный процесс будет совершаться скоро (//скорым обличителем//). О преступности //чародейства// см. [[old:lev:20:27|Лев. XX:27]], //прелюбодейства// — [[old:lev:20:10|Лев. XX:10]], //ложной клятвы// — [[old:ish:20:07|Исх. XX:7]], //обиды наемников// — [[old:lev:19:13|Лев. XIX:13]], //притеснения вдов и сирот, и пришельцев// — [[old:vtor:24:17|Втор. XXIV:17]]. См. также Толкование на [[old:mal:03:01#lopuxin_ap|Мал. 3:1]] [<10>]