[<10>] ====== Толкования на Мал. 3:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-16 **Отяготисте на мя словеса ваша, глаголет Господь, и ресте: о чем клеветахом на тя? Ресте: суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения его, и зане идохом молитвенницы пред лицем Господа вседержителя? И ныне мы блажим чуждих, и созидаются вси творящии беззаконная и сопротивишася Богови и спасошася. Сия рекоша, боящиися Господа, кийждо ко искреннему своему. И внят Господь, и услыша** Когда Бог желает исправить кого-либо из близких Своих, впадших в грех, Он поставляет на вид грехопадения, изобличает ясно и как бы бьет порицаниями, дабы, устыжаясь собственных прегрешений, они переходили к лучшему и полезнейшему и, снискав от Него милость, таким образом получили бы спасение. Так обвиняет теперь израильтян и за нечто другое, и высказывает как бы некое общее и потомкам их порицание, зная, что сие будет полезно и спасительно для всех. Ведь прообразовательно случившееся с предками нашими написано для вразумления нас, как говорит премудрый Павел [[new:2kor;10;11|(2Кор. 10:11)]]. Итак, обвиняет их в том, что они невоздержны на язык и высказывают жалобы неподобающими словами: ибо «**отяготисте**, – говорит, – **на мя словеса ваша**». А какого рода была их жалоба, это высказывает в словах: «**ресте: суетен работаяй Богу**», и что никакого преимущества нет в старании соблюдать «**хранения Его**», то есть постановления закона. Напрасно, кроме того, говорите, и быть «**молитвенником**» Его, то есть приносить молитвы за кого-либо. И, конечно, истинен Бог всяческих, если скажет это и обвинит израильтян. Но необходимо сказать о том, какой был предлог для греха у болтавших это. Многочисленными племенами правил Бог, но из всех Он избрал одно племя Израиля, оно названо частью, уделом и наследием Его [[old:vtor;32;09|(Втор. 32:9)]]. Соделав Своим, Он дал ему в руководство закон и заботился о его пользе чрез пророков. И что же на это сделал бесчувственный Израиль? Поклонялся воинству небесному, служил идолам, говорил истуканам: вы есте боги наши [[old:4ts;17;16|(4Цар. 17:16)]]. Справедливо негодуя на столь ужасное нечестие, Бог всяческих многообразно наказывал их, призывая к покаянию, голодами, опустошениями ветром, недостачей плодов, пругами и саранчой, иктерой и гусеницами. Так желал Он поражать их рукой сильной и как бы подгонять их страхами и также умеренными движениями (гнева) к желанию делать полезное и любить Истинного и по природе Бога. Поскольку же никакого значения не имели для них эти умеренные наказания, но неудержимо устремлялись ко всякого рода нечестию, то послал их в плен и заставил их подпасть под владычество Вавилонское. Когда же, по милосердию Божию, снова были призваны в Иудею, выстроили город и воздвигли храм, потом опять обратились к нерадению, не исполняли обетов, не следовали постановлениям закона относительно приношения десятин и начатков, но с неохотой и трудом приходили на жертвоприношение и закалали животных хромых, слепых и недужных. И, хотя они поступали беззаконно, тем не менее, Бог не наказывал их голодом и бесплодием. Они же, хотя и должны были, если бы были добры и понимали полезное для себя, возвращением к лучшему служить оскорбленному ими Богу всяческих, – напротив, делали безрассудное обвинение на Него. Когда видели соседних язычников, не ведующих Бога, но поклоняющихся истуканам и подверженных крайнему заблуждению, – пребывающими в благополучии и наслаждениях, то неразумно говорили: «**суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения Его**»? Мы, сказано, – законоблюстители – находимся в бедах и под наказаниями, – мы и в плен уходили, хотя и покланялись всегда и служили Господу Вседержителю. А не делающие ничего такого не терпят ни наказания, ни бедствия. Посему: «**блажим чуждих**», и «**созидаются творящии беззаконная, сопротивишася Богу, и спасошася**». И поистине многообразно противодействуют славе Божией заблуждающиеся, принося жертвы истуканам и «//древу//», говоря: Бог «//мой еси ты, и камени: ты родил мя еси//» [[old:ier;02;27|(Иер. 2:27)]]. «**Сия**, – говорит, – **рекоша боящиися Господа**». Это есть, конечно, обвинение в злословии и ясное доказательство крайних недугов, ибо слова больного ума и богоненавистное извержение нетрезвой души есть всякая речь против Бога. Но что такие речи Он выслушивает не мимоходом, так сказать, а со старанием, в сем удостоверил, сказав: «**и внят Господь, и услыша**», потому что «//Дух Господень исполни вселенную, и содержай вся разум имать гласа//» [[old:prs;01;07|(Прем. 1:7)]]. И если где-либо произнесется какое-либо слово против божественной Его славы, то оно будет тяжело и как бы невыносимо хотя и для Обвыкшего (Бога) долготерпеть до конца. Посему-то и сказал: «**отяготисте на Мя словеса ваша**». Итак, и нам, хотя бы мы находились в бедствиях, коими для нашей пользы наказует нас Бог, подобает отнюдь не впадать в малодушие и не думать, чтобы столь Добролюбивый (Бог) пренебрегал добрыми (людьми), но напротив, старательно удаляться от оскорбления Его и таким образом умилостивлять Его, и просить Его милости. А если действительно какие-либо из грехолюбцев могут находиться в благополучии мирском и наслаждаться временными благами, то основания долготерпения к ним (Божия) следует относить к недоступным нашему разумению судьбам Промысла Божия. **//Толкование на пророка Малахию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13 – 15 **Усилились против Меня слова ваши, говорит Господь, а вы сказали: «Что мы говорили против Тебя»? Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Господу, и какое преимущество в том, что мы соблюдали Его заповеди, и что ходили печальными пред лицем Господа воинств? Посему мы считаем ныне гордых счастливыми; конечно, делающие неправду достигли благоустройства, и искушали они Бога, но остались целыми»** Раньше он сказал: «Вы утруждали Господа речами своими и спрашивали: «В чем мы утруждали его»? В том, что говорили: «Всякий, делающий зло, благ пред лицем Господа, и таковые [кажется] угодны Ему», или же так: «Где есть Бог правосудия». А теперь повторяет то же более полно, ибо казалось, что народ, возвратившийся из Вавилона, имеет познание о Боге и соблюдает закон, и приносит жертвы за грехи, и отдает десятины, и соблюдает субботу и прочее, что предписано по закону Божию, но видя, что все окрестные народы имеют во всем изобилие, а он терпит голод, бедность и всякие несчастия, соблазняется каждый раз и говорит: «Какую пользу приносит мне то, что я почитаю единого истинного Бога, с презрением отвергаю идолов, как мерзость, и в печали приступаю к Богу, живо сознавая свои грехи»; это место, – как мы сказали выше, – с большею подробностию и полнотою излагает семьдесят второй псалом. Посему пророк, как духовный врач, имеет попечение о всех ранах, и свидетельствует об удалении (подобно струпу) богохульных слов против Творца и говорит от лица Божия: //Усилились против Меня слова ваши//, или: Отягчились, соответственно тому, – как говорится у пророка Захарии (Захар. V, 78), – что неправда восседает на таланте свинца и то, что говорится против Бога, как бы придавливается тяжкою громадою богохульств. А они, не понимая тяжких и обидных слов и ругательства своего, спрашивают: «Что мы говорили против Тебя»? Господь отвечает им: Вы говорили: «Суетен тот, кто служит Богу, и какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его». Они требуют за свое служение Богу награды в настоящей жизни, и потому не получают ее. И [говорили] в том, что мы с печальным видом являлись пред лицем Божиим согласно тому, что написано в Псалмах: //Весь день буду ходить в печали// [[old:ps:037:07|(Пс. XXXVII, 7)]]. Поэтому мы гордых почитаем счастливыми, и тех, которые надменно восстают против Бога и дерзко ругаются пред Ним нечестивыми словами; сверх того они живут благоустроенно и после преступлений, а также не смотря на свои ругательства наслаждаются всевозможным благополучием. [Хотя] они и искушали Бога или противились Ему, [однако] остались невредимыми. [Таким, образом, иудеи] спокойствие в настоящей жизни считают счастьем, и потому впадают в заблуждение. Это мы можем относить и к еретикам Маркиону и Валентину, и к прочим, не признающим Ветхого Завета и говорящим против Творца мира, в том отношении, что эти люди преуспевают в своем нечестии и имеют многих сообщников своего преступления. Люди соблазненные, которые не престают пребывать в Церкви, но не знают действий суда Божия, – эти люди и относят к оным еретикам [выше изложенные] слова пророка, [т. е. жалобы от лица народа]. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 13-15 **Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?" Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы"** Пророк опять обращается к возражению, какое делали евреи против правосудия Божественного ([[old:mal:02:17|II:17]]). Подобно современникам пророка Захарии ([[old:zah:07:03|Зах VII:3]]), они роптали на то, что служение Богу и хождение в черном одеянии (символ поста, в настоящем случае, очевидно, добровольно на себя принимаемого) не приносят никакой выгоды. Лучше бы уже поступать подобно //надменным// или не обращающим внимания на требования закона Божия, которые продолжают наслаждаться жизнью несмотря на то, что их дела //искушают Бога//, т. е. вызывают, по-видимому, Его обнаружить против них гнев Свой. Кто эти //надменные// — иудеи или язычники? Вероятнее всего, некоторые немногие иудеи, так как язычники вовсе и не обязаны были считаться с постановлениями закона Иеговы. Ст. 13-18 **Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?" Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему** //Божественное правосудие несомненно существует// В противоположность дерзким возражениям против правосудия Божественного, пророк говорит о том, как мыслят об отношении Бога к праведным и грешным люди благочестивые. При этом, Бог возвещает, что скоро наступит день видимого воздаяния за грехи и добродетели. [<10>]