[<10>] ====== Толкования на Мал. 4:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-6 **И се, аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не прииду и поражу землю в конец** Доказательство милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвоссияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия. И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и "//сядет на престол славы своея//" [[new:mf:25:31|(Мф. 25:31)]], судя "//вселенную в правде//" [[old:ps:009:05|(Пс. 9:5)]], – и всенепременно "//воздаст каждому по делу его//" [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27]]; [[new:rim:02:06|Рим. 2:6)]]. Так как мы в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро, и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн «//в духе и силе Илии//» [[new:lk:01:17|(Лк. 1:17)]]. И как он проповедовал, говоря: «//уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего//» [[old:is:40:03|(Ис.40:3]]; [[new:mf:03:03|Мф.3:3)]], – так и божественный Илия будет тогда проповедовать близ сущего и вскоре имеющего быть, "//да судит вселенную в правде//" [[old:ps:009:05|(Пс. 9:5)]]. И теперь, быть может, некоторые разномыслят между собой, и отец отделяется от сына и сын от отца [[new:mf:10:35|(Мф. 10:35)]]: один уверовал во Христа, другой сопричислен к апостолам, иные отделяются от любви к друг другу, разделяемые враждою, непрестанным гневом и соревнованием в каждом мирском деле. Но пророк возставит (устроит) и, приведя к единой вере некогда разделенных и восстановив "**человека к ближнему его, дабы не приду**, – говорит, – **и поражу землю в конец**", то есть всецело и совершенно. Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и, как бы свидетельствуется гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред Строгим Судией, посылающим в пламень и «во тьму кромешную», – но напротив, услышали бы: «//приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира//» [[new:mf:25:30|(Мф.25:30]], [[new:mf:25:34|34)]]. **//Толкование на пророка Малахию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Се Аз послю вам Илию** Пророка, **прежде пришествия дне Господня великаго, иже устроит сердце отца к сыну, и сердце сына к отцу**. Пророчественно говорит сие Малахия об Иоанне Крестителе; и сие исполнилось на Иоанне, как подтверждает слышанное Захариею от Ангела: //той предъидет пред Ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада// ([[new:lk:01:17|Лк. 1:17]]). О нем и Господь наш говорил Иудеям: //и аще хощете прияти, той есть Илия, хотяй приити// ([[new:mf:11:14|Мф. 11:14]]). ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Вот Я пошлю вам Илию пророка, прежде чем наступит день Господень великий и страшный, и обратит он сердце отцов к детям и сердце детей к отцам их, чтобы не придти внезапно и не поразить земли проклятием** После Моисея, повеления которого, – как мы показали, должны быть соблюдаемы духовно, Он говорит, что пошлет пророка Илию, обозначая именем Моисея закон, а именем Илии – пророчества, как говорит и Авраам некоему одевавшемуся в пурпур богачу: //Они имеют Моисея и пророков, пусть их слушают// [[new:lk:16:29|(Лк. XVI, 29)]]. И Господь Спаситель во время преображения на горе имел беседующими с Собою Моисея и Илию в белых одеждах, которые говорили Ему о том, что Он имеет пострадать в Иерусалиме [[new:mk:09:start|(Мк. IX)]], ибо закон и весь лик пророков предсказывают о страдании Христовом. Итак, прежде чем наступит день суда, и прежде чем Господь поразит землю проклятием, или в конец, или внезапно, как перевели LXX, ибо это и значит слово ἀρδήν, Господь пошлет в лице Илии, – что значит: Бог мой, – и происходящем из города Фесвы, – что значит: обращение и покаяние – весь лик пророков, который бы обратил сердце отцов, т. е. Авраама, Исаака, и Иакова и всех патриархов, чтобы потомки их веровали в Господа Спасителя, в которого веровали и патриархи, ибо Авраам видел день Господа и возрадовался (Иоан.VIII,56.), или сердце Отца к сыну, т. е. сердце Бога ко всякому, кто примет духа всыновления; и сердце сынов к отцам, чтобы иудеи и Христиане, которые ныне несогласные между собою пришли в согласие чрез одинаковое исповедание Христа. Посему и говорится апостолам, которые во всем мире воздвигли рассадник Евангелия: //Вместо отцов твоих тебе родились дети// [[old:ps:044:17|(Пс. XLIV. 17)]]. Действительно, если Илия не обратит сердец отцов к детям и сердец детей к отцам, прежде чем наступит день великий и страшный, – великий для святых и страшный для грешников, – то Судия истинный и праведный поразит проклятием не небо и не тех, которые пребывают на небе, но землю, т. е. тех, которые творят дела земные. Иудеи и иудействующие еретики предполагают, что прежде ожидаемого ими Помазанника имеет придти Илия и восстановить все. Поэтому и Христу по свидетельству Евангелия предлагается вопрос: Что это говорят фарисеи, будто Илия имеет придти, Христос же ответил вопрошавшим: Действительно, Илия придет, и если вы веруете, он уже пришел [[new:mk:09:12|(Мк. 9:12-13)]], разумея под Илиею Иоанна [Крестителя]. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного** Чтобы привести евреев к послушанию закону, Господь пошлет еще особого увещателя, или вестника, как сказано уже было в [[old:mal:03:01|1-м стихе]] III-й главы. Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем — Илиею-пророком? Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии, известного из истории Ветхого Завета, пророка Илии, который снова должен явиться на землю и именно к ним, иудеям, пред пришествием Мессии (см. [[new:mf:17:10|Мф XVII:10]], [[new:mf:17:11|11]]; [[new:mf:11:14|XI:14]]; [[new:mf:16:14|XVI:14]]; [[new:in:01:21|Ин I:21]]). Это верование иудейское отразилось и в переводе рассматриваемого стиха у LXX-ти, которые вместо выражения «Илию пророка» поставили //«Илию Фесвитянина»//, т. е. известного из истории пророка Илию, родом из Фесвы. По толкованию Самого Господа Иисуса Христа и Евангелистов, под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна Предтечу (см. [[new:mf:17:10|Мф XVII:10–13]]; [[new:lk:01:17|Лк I:17]]), т. е., следовательно, //Илию// в переносом смысле этого слова, пророка //в духе и силе Илии//. Наконец, по общему, почти, толкованию отцов и учителей Церкви, здесь, кроме указания на Иоанна Предтечу, который был предтечею первого пришествия Христа, есть указание и на действительное пришествие известного пророка Илии, который явится на землю пред вторым пришествием Христовым (Злат., Феодорит и др.). Так как этот «Илия пророк» должен явиться пред «днем Господним великим и страшным», то, очевидно, его следует отождествлять с тем «Ангелом» или вестником, который также явится пред судом Божиим и о котором сказано в [[old:mal:03:01|1-м стихе]] III-й главы, где несомненно речь идет об Иоанне Предтече. Поэтому, с экзегетической точки зрения, нужно признать более правильным то объяснение, какое давалось этому месту в первые времена христианства (кроме Евангелистов к Иоанну Предтече относил это место св. Иустин Философ). Да, здесь пророк имеет в виду пророка в духе и силе Илии, т. е. Иоанна Крестителя, и называет его Илиею в том же смысле, в каком Иеремия называл будущего правителя израильского «Давидом» [[old:ier:30:09|(Иер XXX:9]]; ср. [[old:iez:34:23|Иез ХXXIV:23)]]. И сами отцы и учители Церкви не отвергали такого объяснения. Но, в то же время, нет препятствий принять и то их толкование, по которому здесь может находиться предуказание и на личное появление Илии пред вторым пришествием Христовым. Как и в отношении ко всем мессианским пророчествам, здесь можно приложить тот способ объяснения, по которому почти каждое пророчество может быть изъясняемо в отношении и к ближайшим событиям, и к событиям, которые должны совершиться в конце времен. Сопоставляя же рассматриваемое место с [[new:otkr:11:03|Откр XI:3–13]], отцы Церкви имели еще более оснований к тому, чтобы истолковать пророчество Малахии об Илии-пророке как относящееся не только к Иоанну Предтече, но и к действительному пророку Илии. См. также Толкование на [[old:mal:04:04#lopuxin_ap|Мал. 4:4]] [<10>]