[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на книгу пророка Михея====== ===== Лопухин А.П. ===== Премудрый Михей (евр. Michah или в более полном начертании //michajahu// - [[old:2par:13:02|2 Пар XIII:2]]; [[old:2par:17:07|XVII:7]] - означает //кто как Бог//) в подписании его книги называется "Морасфитином" (евр. hammoraschthi). Это название обыкновенно понимается, как указание на места происхождения пророка - Морасфу. По свидетельству блаж. Иеронима, Морасфа находилась на юге Иудеи, вблизи Елевферополя. Новейшие толкователи отождествляют Морасфу с упоминаемым у Михея в [[old:mih:01:14|I:14]] Морешеф-Гефом. Следы Морасфы при этом указывают в незначительных развалинах, находящихся к югу от Бейт-Джибрина. Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском царстве. По подписанию книга время этого служения падает на царствование Иоафама, Ахазии и Езекии, т. е. на конец VIII-го в. до Р. X. В кн. Иеремии [[old:ier:26:18|(XXVI:18-19)]] сообщается, что когда народ хотел умертвить его за предвещение гибели Иерусалиму, то некоторые из старейшин земли сказали народному собранию: Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии царя иудейского и сказал всему народу иудейскому: //"так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда?"// Несомненно, приведенные слова относятся к Михею, писателю пророческой книги. Так как в этих словах Михей представляется пророком времени Езекии, то некоторые новейшие комментаторы этим временем и ограничивают всю деятельность пророка, полагая, что стоящие в надписании кн. Михея имена царей Иоафама и Ахаза представляют позднейшую вставку. Но свидетельством Иер [[old:ier:26:18|ХXVI:18-19]] утверждается только то, что одно известное пророчество Михея, именно пророчество о разрушении Иерусалима [[old:mih:03:12|(III:12)]], было произнесено в царствование Езекии, а не то, что и вся деятельность пророка ограничивалась этим царствованием. Правда прямых и ясных указаний на время Иоафама и Ахаза мы не имеем в кн. Михея. Но это может быть объясняемо тем, что книга пророка представляет не все произнесенные им речи, а только старое изложение их и извлечения из них. Кроме того, содержание пророчества Михея из времени Езекия отчасти может считаться отражением того настроения иудейского народа, которое развилось в царствование Иоафама и Ахаза. Сюда относятся, напр., указания на воинственное настроение, которое особенно было сильно при Иоафаме [[old:mih:04:08|(Мих IV:8;]] [[old:mih:05:05|V:5,]] [[old:mih:05:10|10-11;]] ср. [[old:2par:27:01|2 Пар XXVII:1-7)]], и на волшебство и идолопоклонство, которое было распространено при Ахазе [[old:mih:05:12|(Мих V:12-14;]] [[old:mih:01:05|I:5)]]. Как нет оснований отодвигать начало деятельности Михея ко времени Езекии, так нет данных и для того, чтобы продолжать ее до царствования Манассии (ср. [[old:mih:07:06|VII:6]]). ==== По содержанию ==== кн. Михея обыкновенно разделяется на три части, из которых первая обнимает гл. [[old:mih:01:start|I-III]], вторая гл. [[old:mih:04:start|IV-V]] и третья гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]]. Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим. Пророк начинает свои речи возвещением разрушения, предстоящего Самарии. С такою же угрозою обращается он и к Иерусалиму, изображая в ряде образов грядущее бедствие [[old:mih:01:start|(гл. I)]]. Причиной божественного гнева против Иерусалима служит нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления вельмож иудейских, священников, ложных пророков и судей [[old:mih:02:start|(гл. II-III)]]. За эти преступления, возвещает пророк, //"Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом"// [[old:mih:03:12|(III:12)]]. Эти угрозы в [[old:mih:02:12|II:12-13]] пророк прерывает обетованием о будущем соединении остатков Израиля и Иуды и возвращении их из плена. Таково общее содержание //первой// части кн. Михея. Речи гл. [[old:mih:01:start|I-III]], предсказывающие разрушение Самарии, были произнесены до этого события, т. е. до 722 г. Как видно из [[old:ier:26:18|Иер ХXVI:18]], угрозы пророка против Иерусалима имели условный характер. Так как народ раскаялся, то они не были осуществлены. После завоевания Самарии ассирияне прекратили военные действия в Палестине, и угроза Иерусалиму миновала. Но дух народа был неспокоен, и вот, пророк обращается к народу с утешительными речами. //Вторая// часть кн. Михея, гл. [[old:mih:04:start|IV-V]], представляет подробное раскрытие утешительного обетования [[old:mih:02:12|II:12-13]] и возвещение мессианских времен. В эти времена все народы обратятся к закону Иеговы, и настанет Царство мира [[old:mih:04:01|(IV:1-5)]]. Этому будет предшествовать восстановление народа [[old:mih:04:06|(IV:6-8)]] и торжество его над врагами, злоумышляющим и против Сиона [[old:mih:04:09|(IV:9-13)]]. Виновником этого славного будущего явится имеющий родиться в Вифлееме Владыка Израиля,// "происхождение Которого от дней вечных"//. Владычество его доставит Израилю могущество над врагами, подобными Ассуру, и сделает его истинным народом Божиим, среди которого не будет уже предметом ложного богопочитания [[old:mih:05:start|(гл. V)]]. //Третья// часть кн. Михея [[old:mih:06:start|(гл. VI-VII)]] содержит в первой половине обличительную речь пророка к Израилю. Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа с Израилем, напоминая о благодеяниях Божиих [[old:mih:06:01|(VI:1-5)]] пророк поставляет народу на вид его неправды - лживость, обман, отсутствие милосердия, вообще //"обычаи Амврия и дела дома Ахава"// [[old:mih:06:06|(VI:6]]-[[old:mih:07:08|VII:8)]]. Народ должен понести наказание за грехи свои, и пророк от имени Господа говорит: //"Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои"// [[old:mih:06:13|(VI:13-15)]]. Но вместе с тем, пророк снова выражает уверенность в том, что Господь умилосердуется над остатком наследия своего, изгладит беззаконие народа, явит, как в дни исхода из Египта, дивные дела свои, восстановит теократию и расширит пределы ее [[old:mih:07:11|(VII:11-20)]]. Не вполне ясно, о каком именно царстве говорит пророк в гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]]. Большинство комментаторов понимают речи гл. [[old:mih:06:start|VI-VII,]] как пророчество об Иерусалиме и царстве Иудейском, о пленении иудейского народа и о восстановлении царства после плена [[old:mih:07:11|(VII:11).]] Но некоторые выражения рассматриваемых глав дают основание другим комментаторам относить эти главы не к Иерусалиму и Иудейскому царству, а к Самарии и царству Израильскому. Гоонакер справедливо указывает на то, что в гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]] не называется ни Иудея, ни Иерусалим или Сион, ни Вавилон. Далее, в молитве пророка о восстановлении народа ([[old:mih:07:14|VII:14]] и д. ) мы не находим ни одного из тех предсказаний славного будущего, которые обычны в описании величия Сиона. Слова молитвы: //да пасутся они в Васане и Галааде, как во дни древние// [[old:mih:07:14|(VII:14)]] более понятны в отношении к Израильскому царству, нежели в отношении к Иудейскому. Общая картина нечестия народа, начертанная в гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]], вполне соответствует той, какую мы видим у пророка Осии (ср. [[old:os:04:01|Ос IV:1-2;]] [[old:os:09:07|IX:7-8]]). Такое выражение, как [[old:mih:06:16|VI:16]], опять естественнее понимать в отношении Самарии, чем в отношении Иерусалима. Отмеченные черты гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]] и дают основание видеть в них речь о Самарии, и именно ретроспективный обзор совершившихся в Самарии событий, разделение справедливости божественной кары, постигшей десятиколенное царство и возвещение остатку этого царства надежды на светлое будущее. Гл. [[old:mih:06:start|VI-VII]] являются, таким образом, эхом тех братских чувств, которые вызваны были падением десятиколенного царства в душах лучших представителей Иудейского народа. Речи пророка Михея отличаются глубиною и живостью чувства. Особенно сильны те обличения, с которыми пророк обращается к вельможам народа и к ложным пророкам. Живость чувства, одушевляющего пророка, отражается в его речах быстрыми переходами от одной мысли к другой (от обличения к угрозе, от угрозы к обетованиям [[old:mih:02:08|(II:8-12;]] [[old:mih:03:12|III:12]]; [[old:mih:04:01|IV:1)]], частым употреблением уподоблений и игре слов [[old:mih:01:10|(I:10-15;]] [[old:mih:02:04|II:4;]] [[old:mih:06:05|VI:5)]], обилием образов. При этом, как уроженец деревни, Михей, подобно Амосу, свои образы и сравнения чаще всего заимствует из пастушеской жизни (ср. [[old:mih:02:12|II:12;]] [[old:mih:04:06|IV:6-7;]] [[old:mih:05:03|V:3-4;]] [[old:mih:07:14|VII:14]]). Новейшая критика отвергает подлинность большей части кн. Михея, утверждая что первоначальная книга пророка была переработана и восполнена в послепленное время. Но в основе такого воззрения лежит, во-первых, несправедливое применение к книге требований от современного литературного произведения, а во-вторых, особое понимание ветхозаветного профетизма, сводящее последний только к неясным ожиданиям будущего и не допускающее определенных предсказаний этого будущего. ==== Текст ==== кн. Михея представляет немало трудностей, так как подлинник и переводы передают его неодинаково. ==== Литература ==== //Проф. Р. А. Юнгеров//, Книга пророка Михея. Казань, 1890.// Арх. Антоний//. Толкование на книгу св. пророка Михея. СПБ, 1891. //Roorda// Commentanus in Vatic Michae, 1869. //Ryssel//, Die Textgestalt und die Echthert d Buches Micha, 1887. //Cheyne//, Micah with notes and Introduction 1895. См. также комментарии Новака, Марти и Гоонакера. [<10>]