[<10>] ====== Толкования на Мих. 3:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 ** И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их** Да и пророки всегда обвиняли их, говоря: //Слушайте, князья Содомские// [[old:is:01:10|(Ис 1:10)]], и: //князья твои - законопреступники// [[old:is:01:23|(Ис 1:23)]], и также: **не вам ли должно знать правду** (Мих 3:1)? И везде очень сильно порицают их. Что же? Неужели поэтому станет кто-нибудь обвинять и Бога? Да не будет: это их вина. А чем другим можно лучше доказать ваше незнание закона, как не тем, что вы не повинуетесь ему? //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–4 **И сказал я: слушайте главы Иакова и вожди дома Израилева. Разве не ваше дело знать правду; ибо вы с ненавистью относитесь к добру и любите зло, вы силою сдираете с них кожу их и плоть** [Вульг.: плоти]** их с костей их; вы поели плоть народа Моего и сняли, кожу их и раздробили кости их и разбили [их] как бы на сковороде, и мясо как будто внутри котла. Тогда возопиют они ко Господу, и Он не услышит их и отвратит от них лице Свое в то время, так как неправедно поступают они в злых измышлениях своих** Очевидно, что речь направлена против вождей Израилевых, и под образом львов или разбойников описывается их жестокость; ибо они ограбили бедных и убили их и сокрушили кости их и плоть их, и, – как бы в глубине котла, – в городе Иерусалиме изнурили они несчастный народ. Вот по этой причине и наведется на них наказание потом, в дни пленения, или со стороны Навуходоносора, или со стороны Тита и Веспасиана. И возопиют они к Богу, и не услышит Он их и сокроет лице Свое от них, ибо нечестиво поступали они в преступлениях своих. LХХ: «И скажет: услышьте вот это, главы дома Иакова и остатки дома Израиля.» [Здесь] мысль соединяется с [непосредственно] вышестоящими словами. Ибо выше он сказал: «Господь же вождь» [их] «будет и скажет: Слушайте, главы дома Иакова, и остатки дома Израилева.» Вместо слов: «Остатки дома Израилева», все, за исключением Семидесяти, перевели: «вожди дома Израилева». Итак Господь, устроивший путь народу Своему и вышедший пред лицом его, Сам есть и вождь в пути для народа более простого, который Он называет стадом. Он угрожает тем, которые не хотят следовать Его водительству, но гордятся и как судии народа не следуют стопам Его, Он говорит: «Слушайте, главы дома Иакова и вожди дома Израилева». Что же это такое, что́ Он заставляет их слушать? «Не ваше дело знать правду так как вы ненавидите добро и ищете зла» т. е. вы не удостоиваетесь познать правду Божию, которая есть бездна многая, и ум развращенный не находит средств познать глубину правды Его. Или [так]: каким образом вы можете постигнуть правду Божию, вы, ненавидящие добро и ищущие зла, вы, гнушающиеся людьми святыми, но бедными, и почитающие грешников, но богачей. Вместе с тем размыслим о значении слов: [если] не любить добра уже грех есть, [то] сколь тяжкое преступление будет ненависть [к нему]? Наоборот: если не избегать зла есть уже порок, то сколь великое нечестие будет прилежно искать [зла]? После этого [у пророка] описывается жестокость судей и бесчеловечие их к подчиненным. LХХ: **Сдирающие с них кожу их и плоти их с костей их. Так как они пожрали плоти народа Моего и ободрали кожи с них и сокрушили кости их и столкли плоти их как бы на сковороде и как бы мясо в котле, – то возопиют они ко Господу и не услышит их и отвратит лице Свое от них во время оное, потому что нечестиво поступали они в злых начинаниях своих**. – Недостаточно было [им] грабить подчиненное им стадо, но они к тому же изнуряли тела жестоким владычествованием и сокрушили кости их, чтобы разбить и стереть [во прах], если что-либо [случайно] осталось крепким [в целости] на них. И вот: подобно тому как они, предавши стадо Мое диаволу и ангелам его, ограбили людей Моих и совершенно лишили их всякой красоты и благоприличия покрывавшей их кожи, а кости и плоть бросили в кипящий котел, который распалил царь Ассирийский; так и сами они, когда приидет день мщения, возопиют ко Господу и не будут услышаны, так как и сами не слышали просящих; и прострут руки свои ко Господу, и Бог отвратит лице Свое от них, так как и сами они отвращали свое лице от тех, которые умоляли их. И все это безъизьятия претерпят они, так как крайне нечестиво поступали они в делах и похотях своих: не царями были они, а тиранами, не вождями, а львами, не учителями для учеников, а волками для овец; и насыщались они плотию, и утолстели и [таким образом] приготовили из себя как бы самую тучную жертву для заклания и для [уготованного им] наказания от Господа. – До этого места [речь шла] против нечестивых вождей. Следующие же слова направлены против лжепророков и нечестивейших лжеучителей, которые хитрою лестию обманывают народ Божий, обещая [ему] знание Св. Писания. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 ** И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их** Пророк обращает слово к властям, потому что, поставленные судить, попрали они справедливость. Потому ведет с ними речь, предлагая вопрос: не на то ли дана вам власть судить, чтобы наказывать преступных, а  невинных отпускать, не подвергая ответственности? Поэтому, как же, поставленные быть блюстителями законов, уклонились вы от исполнения добрых дел и с жаром обратились к делам лукавым? С таким любостяжанием поступали с бедными, что лишали их всего достояния? И это выразил, сказав: **сдираете с них кожу их и плоть с костей их** (Мих 3:2). //**Толкование на малых пророков.**// ===== Лопухин А.П. ===== Гл. III-я, как и предшествующая, имеет характер обличительный. Пророк обращается к князьям и к ложным пророкам. Первым он возвещает гнев Божий за нарушение правды и притеснения. Ложных пророков Михей обличает за их льстивое отношение к народу, за то, что по корыстным побуждениям, они возвещали народу мир, когда предстояло бедствие. Как истинный служитель Иеговы, Михей выступает с открытым обличением преступлений народа и возвещает разрушение Иерусалима и храма. **И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду?** //Обличение князей и судей за нарушение правосудия// Вместо //и сказал я// (vaomar). LXX читают kai erei, слав. //"и речет"//. Таким образом, ст. 1-4 по смыслу слав. т. представляют речь //от лица Господа//, имя которого упоминал пророк в конце II-й гл. По русскому т. ст. 1-4 содержат слова //самого пророка// и начинают собою новую речь, которая, как видно из [[old:ier:26:18|Иер XXVI:18]], была произнесена при Езекии и произвела сильное впечатление на народ. - //Главы Иакова и князья дома Израилева//, как видно из дальнейшего (ст. 10-12). Термины //Иаков// и// дом Израилев// у пророка равнозначащие и именно обозначают Иуду: главы и князья - начальники родов, судьи, тысяченачальники и др. - //Не вам ли должно знать правду// (слав. //"суд"//): пророк говорит не о теоретическом знании правды, а о практическом осуществлении ее; не вам ли знать правду - не вам ли заботиться о правде. LXX вместо имени Иакова читали beth Jaakov, почему в слав. //"власти дому Иаковля"//. Евр. kezinej (князья) LXX, по-видимому, производили от kazah (оканчивать) и перевели словом oi katrilapoi, в слав. //"оставшии дому Исраилева". // [<10>]