[<10>] ====== Толкования на Мих. 3:5 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сия глаголет Господь на пророки льстящыя людей моих, угрызающыя зубы своими, и проповедающыя мир**. Кто вложит им что-нибудь в устах, тому возвещают они мир; а кто ничего не **вдаст в уста их**, тому возвещают брань. Пророк обличает нечестие тех ложных пророков, которые, выдавая себя за пророков истинных, присвояли себе имя пророков Господних, исполненных Духа Божия, и всякого, кто не был к ним расположен и ничем не снабжал их, называли презрителем Божиих пророков, и приводили в трепет страшными предсказаниями. ---- **Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну** См. Толкование на [[old:mih:03:04#prp_efrem_sirin|Мих. 3:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5–8 **Вот что говорит Господь о пророках, которые обманывают народ Мой, которые кусают зубами своими и проповедуют мир, и если кто не дает чего-нибудь во уста их, против того они объявляют священную войну: поэтому ночь будет вам вместо видения** [или: «разделения»]** и мрак вместо предвещаний. И зайдет солнце над пророками, и день покроется мраком над ними, и приведены будут в смятение те, которые видят, видения, и придут в замешательство гадатели, и все покроют лица свои, потому что нет ответа от Бога. Я же исполнен силою Духа Господня, правдою и крепостию** [или: истиною]**, чтобы возвестить Иакову преступление его и Израилю грех его** Мы узнаем [здесь], что среди Израиля были лжепророки, которые за подарки провозвещали мир, который не был дан им; если же кто не давал даров, они провозглашали против такового грядущий гнев Божий, хотя бы человек тот был святым. По этой причине и говорится им, что они говорят ложь, и слово их не есть пророчество, а ложное предсказание; и не будут они иметь света, но мрак и заблуждение. А когда все их предвещания исполнятся совершенно в противоположном смысле, тогда они покроются смятением, ибо, – говорит он, – не было ответа от Бога. Уже [или: ибо] и демоны не получат силы для того, чтобы обманывать их своею ложью. Оракулы станут безмолвны, умолкнет нечистый дух и не осмелится насмехаться [над ними]. – Это о лжепророках. Вслед за тем начинается речь пророка о себе, – [именно]: в то время как они пророчествовали ложное и покрылись замешательством и смятением, я говорю все по наставлению от Духа Святого и провозвещаю правду Господню и силу [или: истину]. И когда лжепророки кусают зубами и проповедуют мир, я без всякой боязни возвещаю Иакову преступление его и Израилю грех его, потому что они или почитали идолов вместо Бога, или пригвоздили ко кресту Сына Божия. Если же то, что́ говорится согласно [переводу] Семидесяти, мы пожелаем принимать в отношении к еретикам, которые поистине суть лжепророки и утверждают, будто бы так говорит Господь, а Господь и не посылал их; то мы не погрешим [в этом]. В самом деле ведь еретики иногда обманывают народ Божий и делают, что поедают людей, или [тем] что просто принимают от них дары, или [тем, что] в тайне погубляют их души; они обещают этим [людям] мир и царствие небесное и говорят, что нет необходимости жить воздержно и свято: имей [лишь] веру, которую мы проповедуем, и наследуешь все обетования Божии. Проповедуя так, они скорее возбуждают против людей гнев Божий и предуготовляют на них войну. Посему, о еретики, воображающие себя обладателями пророческого слова и подражающие Церкви Божией! тьма ночи будет там, где вы думаете, что есть видение, и дух нечистый говорит там, где вы хвастаетесь пророческим предсказанием. Солнце правды скроется над пророками этого рода и увидят они мрак свой и придут в смятение. А когда они будут объявлены скорее гадателями, чем пророками, то будут осмеяны за сновидения свои, и те народы, которые прежде были обмануты ими, станут говорить против них. Тогда даже сами учители принесут покаяние, но никто их не станет выслушивать, разве только Я, котора они оскорбляли; и так как Я милосерд и не хочу смерти грешника [[old:iez:18:32|(Иезек. ХVIII, 32)]], но чтобы он обратился и был жив, то когда выслушаю их, дам им силу Духа Моего и исполню Его правдою и крепостию, так что те, которые прежде лестью обманывали народ, после этого будут устрашать его, провозвещая ему истину и призовут его к правому пути, и те, которые прежде были причиною заблуждения, начнут исцелять раны, нанесенные ими и быть причиною выздоровления. – В настоящем месте, обрати внимание на то, что после греха [покаявшийся] может кого-нибудь научить, если однако прежние грехи свои он омоет достойным покаянием. Посему и Давид после грехопадения в прелюбодеяние и человекоубийство говорит: //Окропишь меня иссопом, и я очищусь, – омоешь меня, и я убелюсь больше снега//. Он радуется не только о своей чистоте, но прибавляет еще: //Возврати мне радость спасения Твоего и утверди Духом господствующим//; когда же Ты это сделаешь то я: Научу, – говорит он, – //беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся// [[old:ps:050:start|(Псал. L)]]. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну** //Обличение ложных пророков за их льстивые успокоительные речи// В ст. 5-7 пророк обличает ложных пророков, причем его обличения сходны с обличениями Иеремии [[old:ier:06:14|(VI:14,]] [[old:ier:06:19|19)]] и Иезекииля [[old:iez:13:10|(ХIII:10-19)]]. Михей обращается к тем ложным пророкам, которые руководились в своей деятельности не какими-либо отличными от воззрений истинных пророков убеждениями [[old:ier:07:04|(Иер VII:4)]], а исключительно корыстью. Пользуясь доверием народа, они утешали одних, проповедуя о вине и сикере, т. е. о полном благополучии, и враждовали против других. - //Грызут зубами своими,// т. е. получают хлеб (ср. [[old:am:06:14|Ам VI:14]]) за свои предсказания (Юнгеров: "дерзки на язык"). - //Против того объявляют войну,// с евр. "освещают (kidschu) войну", т. е. придают ей богоугодный характер. Пророк хочет сказать, что ложные пророки свою личную вражду к тем, кто "не клал им в рот", прикрывали маской служения Богу. [<10>]