[<10>] ====== Толкования на Мих. 7:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Горе мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя** Неправедные будут провеяны, как мякина, а праведные останутся, как пшеница, потому послушай, что Господь сказал Петру: //се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя// [[new:lk:22:31|(Лк 22:31-32)]]. Не достает веры у тех, кто провеивается, как мякина; достает же веры у того, кто подобен зерну, которое умерло и воскресло, и принесло в воскресении своем плод многий. Потому говорит пророк: **горе мне, ибо стал я подобен тому, кто сбирает мякину при жатве!** (LXX; Мих 7:1) Итак, нечестие уподобляется мякине, которая быстро сожигается, и праху. //**О молитве Иова и Давида.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **У, люте мне, понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок в объимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная** По любви пророк оплакивает израильтян, как пойдущих вскоре на погибель и имеющих потом дойти до такого числа, что останутся очень немногие из них, отдельные личности; они подобны будут выпадающим колосьям, которые ускользают из рук жнецов; но и таких даже собиратели соломы возьмут очень немного. Точно так же они подобны будут скрывающимся между листьями кистям винограда, которых миновали руки собирателей винограда. Этим, думаю, намекает и на редкость святых, которые будут тогда как бы в малых остатках и окажутся как бы одиночным колосом на сжатых нивах или в первосборных гроздах добавками второго сбора. Когда воздух бывает теплым, тогда из лоз сначала выходят первые грозды в большом числе; но, с течением времени, за ними иногда следует и второй набор гроздов. Собирателям находить такие грозды бывает трудно, потому что они удобно укрываются в густой листве и состоят из немногих ягод; их не без труда собирают те, которые следуют за собирателями винограда и тщательнейшим образом осматривают виноградные ветви. Итак, пророк здесь оплакивает, по-видимому, малое число праведников. А что израильтянам служило во вред это, то есть недостаток святых, — как можно сомневаться в этом? Будучи человеколюбивым Владыкою, Бог готов пощадить страны и города и простить весьма многие преступления, если бы в них находилось хотя и пять только праведников, а содомлян внутри них были бы реки, так как Бог милостив и во уважение к святым, даже и очень немногим, прекращает Свой гнев. //**Толкование на книгу пророка Михея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **У люте мне, понеже бых аки солома на жатве, и яко пародок во обимании винограда**. Так говорил Иерусалим во дни Иеремии ([[old:ier:06:09|Иер. 6:9]]), это предвозвещал ему и Исаия ([[old:is:24:13|Ис. 24:13]]). **Не сущу гроздию, еже ясти первоплодная, вожделе душа моя**. Не грозда обыкновенного желает Пророк, вожделевает же того Грозда, Который на Голгофе повешен был на ветви креста; Его-то Евангелия вожделевает он, как первого плода. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–4 **Горе мне, потому что я оказался в положении человека, который осенью собирает виноградные кисти: нет ни одной ягоды для еды; душа моя пожелала винных ягод первой зрелости. Погиб святой от земли, и нет праведного среди людей. Все в крови строят козни; муж предает на смерть брата своего; злое дело рук своих они называют добром. Князь требует** [взятки] **и судья подражает** [ему]; **знатный человек высказывает желание души своей, и они смутили ее. Лучший среди них, как колючий терн, и праведник, как шиповник в изгороди** Предсказав пленение и десяти колен, и двух (ибо слово Божие было в Михею Морасфитянину о Самарии и Иерусалиме), пророк горестно взывает о том, что среди народа на земле не находится ни одного праведника, который мог бы твердо устоять пред гневом Божиим и противопоставить себя Ему как бы стену. Напрасно, – говорит он, – Я прорекал; тщетно хотел я отыскивать как бы последние кисти уже опустошенного и погибшего города; и так как для еды нет ягод, то собрать для еды по крайней мере тех недозревших фиговых ягод, которые у евреев называются bechchora [или: bechura] (בכורה), т. е. толстые из фиг: он как бы говорит: "Не находя хлеба соответственно величине голода, я искал сора и отрубей." Святой человек исчез с земли и праведника нет среди людей. Повсюду козни, повсюду обманы; проливается невинная кровь. Из-за скупости и похоти не обращается внимания даже на кровное родство. И не только они делают, но даже еще и защищают зло, и заменив одно название другим, называют зло добром. Сами князья принимают подарки не от тех только, которые приносят их, но еще принуждают и настойчиво требуют, чтобы и другие подданные давали. А судья подражает им, судя другого так, как бы сами были судимы от другого, чтобы таким образом взаимно получить снисходительный приговор своим преступлениям и найти оправдание [своему преступлению] в преступлении другого. Тот, кто занимает важное положение и как бы самый сведущий в законе, провозвещает не Божию, а свою волю. «И смутили они ее», или истину, или город, или землю, о которой выше было сказано: «Погиб святой человек от земли.» В самом деле, тот, кто между ними самый лучший, оказывается на деле, как колючий терновник, цепкий и ранящий приближающегося в нему и схватывающий кривым суком, а тот, кто найдется у него праведником, оказывается, на деле как бы спица в ограде, так что где ожидалась помощь, там оказывается опасность. Так по еврейскому тексту. – Затем согласно Семидесяти, которые в некоторых отношениях отличаются, а в конце отдела перевели даже совершенно различно, мне кажется такой смысл: Речь пророческая или апостольская оплакивает вообще род человеческий, потому что понапрасну бросалось семя учения, и потому, что запоздавший жнец вместо жатвы и плодов с трудом найдет только пустую солому и сухие стебли и не сможет найти даже мелких ягод в винограднике, – и так далее до конца отрывка. И в самом деле, если блажен тот, который говорил, имея пред собою уши слушающего, и если уши слушающего составляют предмет желания для мудрого, а слушатель понимающий есть радость для говорящего, то, наоборот, горе для учителя дурной ученик; с этим сетованием согласны также и слова пророка Иеремии: //Я никому не был полезен и никто мне не был полезен// [[old:ier:15:10|(Иер. XV, 10)]]. Есть такие, которые думают, что это сказано от лица Спасителя, указывающего на то, что в столь большом числе верующих и во всем мире, и роде человеческом Он едва находит деяния, достойные крови Своей, о чем и говорит в двадцать девятом псалме: //Какая польза в крови Моей, когда Я схожу// [или: сойду] //в тление// [[old:ps:029:10|(Пс. XXIX, 10)]]? Хотя другие утверждают, что слова: «Горе мне, ибо я сделался как тот, кто собирает солому на поле жатвы», менее всего приличествуют Лицу Того, Который в Евангелии сказал: //Поднимище очи ваши и посмотрите на поля, ибо они уже вполне побелели для жатвы// [[new:in:04:35|(Ин. IV, 35)]], а в другом месте: //Жатвы много, а делателей мало// [[new:mf:09:37|(Мф. IX, 37)]]. Те, которые хотят понимать, что это сказано от лица Спасителя, говорят: не удивительно, что Он говорит: «Горе мне,» когда Он плакал о Иерусалиме и обливался слезами о смерти Лазаря [[new:lk:19:41|(Лк. XIX, 41]]; [[new:in:11:34|Ин. XI, 34)]]. А вышеприведенные слова: «Я сделался как тот, который собирает сухой колос на поле жатвы», они относят к концу мира, который гораздо определеннее называется жатвою; они говорят, что это пророчество может исполниться тогда, когда с умножением неправды, охладеет вера многих и сын человеческий, приходя на землю, найдет веру редкою на земле [[new:mf:14:24|(Мф. XIV, 24)]]. Ибо тогда, как бы после жатвы с трудом найдется солома, или после сбора винограда – сухие ягоды, в тех которые сохранили веру во время поражения всех; а что эти слова сказаны от Лица Того, Кто принял человечество, это они думают доказать словами: «Горе мне о душа», о которой говорится: //Прискорбна есть душа Моя до смерти// [[new:mf:26:38|(Мф. XXVI, 38)]]. Исчез [или исчезнет] благочестивый от земли, или потому, что антихрист убивает святых, или потому, что все поверглись во множество соблазнов. «И среди людей нет того, кто исправляет: все судятся в крови,» не в легких и незначительных грехах, но в весьма больших и относящихся в кровавым. Ни соседство, ни дружба, ни родство не будет сдерживать преступления: все подымут руки на злое дело, так что хотя кто-либо даже и не мог сделать зла, однако уготовляя руки [на зло] он уже делает преступление в воле своей. Сам князь выпрашивает, и судья говорит льстивые слова, ибо получает подарки желание души своей. Так как все это ясно, и так как я остерегаюсь ненависти князей и судей, то и предоставляю это пониманию читателя, только присоединю слова: //Дары ослепляют глаза даже мудрых// [[old:vtor:16:19|(Втор. XVI, 19)]]: судьи оставляют живою ту душу, которую не должны были бы оставлять: и убивают ту, которая по заслуге своей и добродетелям живет; а делают это они благодаря подаркам, которых они требуют с бесстыдством и которые принимают бесчестно. Таковым Господь и угрожает в словах: «И уничтожу благосостояние их», которое они считают для себя добром, которое кажется им добром, хотя по истинному существу дела добром не может быть названо то, что́ разоряет дающего и убивает принимающего; и хотя удалить от них зло и вступить Господу и божественному слову в совесть их, чтобы подобно моли истребить к ней все развращенное, и сделать опустошение в их добыче и злых помышлениях и ходить по порядку и правилу истины, а их самих, руководящихся злыми мыслями, увлекать в правому пути, – все это ее есть угроза [бедствиями], а скорее благодеяние. Все это Он делает при свете истины, и в тот день, когда святые и избранники в церкви взойдут на высоту и будут рассуждать о небесных предметах в недосягаемой высоте своего учения и дел своих. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Горе мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя** //Скорбь пророка о развращении избранного народа// //Горе мне// - описание нечестия в 1-6 понимается или как речь от лица пророка, скорбящего о развращении вверенного его попечению народа (иер. Антоний, Юнгеров), или как речь олицетворенного Сиона (Новак) или Самарии (Гоонакер), скорбящих о детях своих. Выражения ст. 8 //не радуйся ради меня// в ст. 10 //увидит это неприятельница моя// и пр. скорее дают основание думать, что в ст. 1-6 выступает личность коллективная - Сион или Самария. В ст. 1-м пророк образно выражает мысль, раскрываемую ниже, - мысль об отсутствии в народе правды, добра, добродетельных людей: как по уборке винограда и по собрании плодов нельзя найти ни одной ягоды, ни одного спелого плода, так и в народе ни одного добродетельного человека. В тексте LXX и слав. выражена та же мысль, но образы несколько иные. Вместо слов со мною теперь - //как по собрании летних плодов// (или точнее с евр. я сделался как собрания (keaspej) летних плодов" (kaiz) в слав. //"бых аки собираяй// (wV sunagwn) //сламу// (kalamhn солому) //на жатве"//, причем kalamhn (солому) добавлено LXX-ю. Вместо слов //как по уборке винограда, ни одной ягоды для еды, ни спелого плода// в слав. //"яко пародок// (wV epifullida, маленькая виноградная кисть, вин. пад. от предшеств. гл. sunwgwn, собрали) //во обимании винограда// (en трughtf, при уборке винограда) //не сущу гроздию, еже ясти первоплодная".// Слов //"яже вожделе душа моя"// в большей части рукописей LXX-ти нет. [<10>]