[<10>] ====== Толкования на Наум. 1:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 2-3 **Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его** Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили:// «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския»// [[old:ish:32:04|(Исх.32:4)]]. Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он – **«Бог ревнитель, огнь потребляяй»** и не потерпит решившихся делать изваянное ([[old:vtor:04:24|Втор.4:24]] и сл.).; ибо провозглашал, что //«тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их»// [[old:vtor:32:21|(Втор.32:21)]]. Итак многообразно оскорблявшие Его по справедливости и погибли. Это говорит теперь пророк, как бы и скорбя о случившемся с народом иудейским, а вместе с тем обличая и утешая его. Вы, говорит, скорбите, неожиданно подвергнувшись опустошению и изгнанные из своих домов и страны и городов, хотя прежде всегда побеждали врагов (своих). Вы пали под ноги врагов. Но прежде испытаний (этих бедствий) не следовало ли вам подумать, что **«Бог ревнив, и мстяй с яростию, и мстяй сопостатом своим и потребляяй враги своя»**? Вот, говорит, и мы истреблены, изгнаны из отечества и преданы в руки врагов. Он поставил нас между Своими врагами; ибо мы нечестиво враждовали против Всемогущего и преклонялись ко всему, неприятному для Него. Но ты скажешь, что //«долготерпелив Господь»// [[old:ps:102:08|(Пс.102:8)]]. Да, соглашаюсь с этим и я сам, ибо Он действительно таков по природе. Но ненаказанного не очистить, то есть, оскорбляющих Его, и притом постоянно и чрезмерно, Он отнюдь не освободит от обвинений и наказания. И хотя Он, по свойственному Ему милосердию, удерживается иногда от гнева и терпит некоторых грешников, ожидая их покаяния; но медлящих и долго уклоняющихся от него Он наконец наказывает и ожесточенных подвергает взысканию. Так могут быть понимаемы изъясняемые слова пророка, если относить их к Иудеям. Если же они произнесены были против Ниневии; то будем понимать их иначе. Ассирияне овладели страной иудейскою, так как Бог соизволил дать им победу вследствие того, что Израильтяне обременены были весьма многими грехами. А те были безжалостны, надменны и имели совершенно грубое сердце и никогда не переставали унижать и самую славу Бога грубыми и хульными словами; ибо они думали, что одержали победу против Его воли и вместе с тем одолели Руку, помогавшую Иудеям. Посему-то Рапсак и позволил себе произносить хульные слова, говоря находящимся на стене иерусалимской то, что возможно найти только в нечестивых речах людей, не знающих действительного и истинного Бога. Но за свою гордыню он скоро подвергся наказанию. Впрочем, Салманасар и его войска, взяв города Самарийские и предав пламени вместе с ними и другие, величались над пленными и дерзко унижали славу божественную [[old:4ts:18:17|(4Цар.18:17)]]. Посему Пророк ободряет сильно смущенный народ иудейский и утверждает, что Бог всяческих всенепременно подвергнет праведному наказанию враждовавших против Него, говоря: **«Бог ревнив, и мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя»**. Господь долготерпелив и велика крепость его; ибо обладая неодолимою силою, Он победит и покорит оскорбивших Его. Хотя Он и долготерпелив и до сих пор является снисходительным, но в конец** «не очистит»**; ибо Он – ревнив. И мы увидим, что и Сам Бог сильно возмущен был тем, что Израильтяне потерпели от жестокости Вавилонян: //«аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости»// [[old:is:47:06|(Ис.47:6)]], и устами Захарии говорит: //«ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающих: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая»// [[old:zah:01:14|(Зах.1:14–15)]]. Слова: «Бог ревнив» и последующие, по справедливости могут быть отнесены и к тем, кои не желают ходить правою и боголюбивою стезею, но более склонны предпочитать жизнь плотскую. А что Он отмстит им, подвергая их наказаниям и налагая на них кару за их необузданность и преступность, – можно ли в этом усомниться, если истинно то, что //«всем... нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла»// [[new:2kor:05:10|(2Кор.5:10)]]. Тем не менее эти слова по справедливости относятся и к начальникам иудейским, к книжникам, говорю, и фарисеям. Отвергнув веру во Христа, они оказались виновными в погибели и своей собственной и других; ибо они имели неприязненное расположение души и враждовали против домостроительства спасения чрез воплощение Единородного, взяли ключи знания, как Сам Он сказал, но ни сами не вошли, ни другим не позволили войти [[new:lk:11:52|(Лк.11:52)]]. Итак хотя Он и долготерпелив, но не оставит без наказания враждовавших против истинной веры. **//Толкование на пророка Наума.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих** [В книге пророка Иезекииля говорится]: //Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог// [[old:iez:16:62|(Иез 16:62-63)]]. Очевидно, этими божественными словами доказывается здесь сказанное в другом месте: Бог, и очищая тебя, не сделает невинным. То есть что и праведные, даже восстановленные после греха в прежнее состояние, не могут открыть уст и должны говорить с апостолами: //и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию// [[new:1kor:15:09|(1 Кор 15:9)]]. //**Против пелагиан.**// ----- **Бог ревнитель и мститель Господь.** Это – слова пророка, восхваляющего Бога за то, что Он отмстил ассириянам за обиды народу Его, или, в более высоком смысле, потому, что Он слышит стенание святых Своих и при кончине мира подвергнет противников наказаниям. А что ревность понимается в хорошем смысле, это показывает и апостол Павел, говоря: //ревнуйте о больших дарах// [[new:1kor:12:31|(1Кор. 12, 31)]]. И в другом месте: //ревную бо по вас Божиею ревностию// [[new:2kor:11:02|(2Кор. 11, 2)]]. Также сам Господь в псалме говорит: //ревность дому Твоего снеде Мя// [[old:ps:068:10|(Псал. 68, 10)]], и Илия: //ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе// Израилевом [[old:3ts:19:10|(3Цар. 19, 10)]]. Мы читаем также о ревности Финееса и Маттафии [[old:chis:25:start|(Числ. 25]], [[old:1mak:02:start|1 Макк. 2)]] и об апостоле Иисуса Христа, Симоне Зилоте ревнителе – [[new:act:01:start|(Деян. 1)]], которого евангелист [[new:mk:03:start|Марк (гл. 3)]] называет Симоном Кананитом (Сhananaeum). Ревнует же Господь ради спасения тех, о коих ревнует, чтобы ревностию спасти тех, коих не могла спасти Его благость. Поэтому и относительно Иерусалима, который вследствие чрезмерных грехов не был достоин посещения ревностию и гневом Его, Бог говорит в книге Иезекиля: //ревность Моя оставила или оставит тебя, и Я не буду более гневаться на тебя// [[old:iez:16:start|(Иезек. 16, 42)]]. Таким образом пока мир приносил покаяние, то не было кончины для него, но когда, по умножении беззакония, охладела любовь многих, так что и избранники Божии подвергаются искушению, тогда Господь ревнитель приходит для мщения; но это не потому, что Он есть враг и мститель, как это говорится о диаволе [[old:ps:008:03|(Псал. 8, 3]]), а потому, что мщение его будет подобно мщению врага и будет истреблять, подобно огню, дрова, сено и солому [[new:1kor:03:start|(1Кор. 3)]], чтобы осталось чистое золото и серебро. **Мстит Господь и проявляет ярость; мстит Господь врагам Своим и гневается на противников Своих.** Так как //егоже... любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет// [[old:pr:03:12|(Притч. 3, 12)]], то в том и другом смысле Он гневается для того, чтобы истребить Своих врагов и противников и чтобы, по сокрушении и уничтожении враждебных и неприязненных замыслов и речей, они возвратились в прежнее состояние. Поэтому далее говорится: //Господь долготерпелив, и велика сила Его// [[old:naum:01:03|(Наум. 1, 3)]]. Но так как мы имеем в виду вместе с тем излагать и исторический смысл, то под врагами и противниками мы должны понимать ассириян, в которым Он долго проявлял Свое терпение, но впоследствии Он будет мстить им с гневом и яростию. //**Книга толкований на пророка Наума.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-6 **Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним** //Изображение божеских свойств Иеговы: правосудия и гнева (2-3), затем всемогущества (4-6), как введение и основание для последующей речи// "Пророк начинает свою речь величественным описанием свойств Иеговы, Бога мстителя, изрекшего устами пророка свой грозный приговор о погибели нечестивых. Порядок мыслей таков: Бог Правосуден (ст. 2), следовательно, Его приговор непременно должен состояться; Он долготерпелив (За), следовательно, приговор Его, вызванный крайними беззакониями Ниневии, решителен; Он всемогущ (Зb-6), следовательно, ничто не может устоять пред грозным гневом Его" (//Симашкевич//, с. 114-115). Изображая Правосудие Божие в том же духе, как оно изображается еще в Пятокнижии Моисея, пророк оттуда именно заимствует наименование Иеговы Богом //ревнителем//, эл - канно, греч. qeoV ZhlwthV, Vulg. Deus aemulalor. Понятие ревности, усвояемое Богу в эпитете //канно// (в этой форме слово это, кроме Наум I:2, встречается еще только в [[old:nav:24:19|Нав XXIV:19]]) или, по более обычному употреблению, //канна// [[old:ish:20:05|(Исx XX:5;]] [[old:ish:34:14|XXXIV:14;]] [[old:vtor:04:24|Втор IV:24;]] [[old:vtor:05:09|V:9;]] [[old:vtor:06:15|VI:15)]], имеет, очевидно, метафорический смысл, будучи заимствовано из области человеческих супружеских отношений - ревности мужа к жене [[old:chis:05:14|(Чис V:14-30).]] Применимость этой метафоры к Богу понятна из того, что отношения между Иеговой и Его народом в Св. Писании неоднократно изображаются, как отношения супружеские ([[old:is:62:start|Ис LXII]] гл. ; [[old:iez:16:start|Иез XVI;]] [[old:os:01:start|Ос I-III гл.]] и др. ), и самый завет Синайский представляется под образом брака [[old:os:02:19|(Ос II:19)]]. И как человеческая супружеская ревность является обратною стороною любви супружеской, так и ревность Божия в отношении народа Божия имеет две стороны: Иегова ревнив за Свою честь и славу, именно Он один, подобно законному мужу, на основании завета, имеет право на исключительную любовь и верность Ему Израиля и не может допустить вместе и рядом с Собою почитания других богов ([[old:ish:34:14|Исх ХXXIV:14:]] [[old:vtor:04:24|Втор IV:24;]] [[old:nav:24:19|Нав ХXIV:19;]] [[old:is:42:08|Иc XLII:8;]] [[old:is:59:17|LIX:17:-18]] и др. ), равно вообще не терпит и не оставляет без наказания преступлений Своего народа [[old:nav:24:19|(Нав XXIV:19)]], с другой же стороны по любви Своей к Израилю Он не может допустить, чтобы избранный Им народ терпел какого-либо рода зло со стороны других народов или кого-либо иного: Иегова ревнует о целости земли Своей [[old:iol:02:18|(Иоил II:18)]], о благосостоянии Своего народа [[old:vtor:32:43|(Втор XXXII:43;]] [[old:4ts:19:31|4 Цар ХIХ:31;]] [[old:is:37:32|Ис ХXXVII:32;]] [[old:zah:01:14|Зах I:14-15;]] [[old:zah:08:02|VIII:2)]]. Вообще, наименование Бога "ревнителем" означает энергию существа Божия, отношение Бога к человеку, как Бога живого, карающего зло и защищающего невинность и святость; этим указывается отличие Его от языческих богов, неспособных ни к какой деятельности (см. [[old:ish:20:04|Исх XX:4-5;]] [[old:vtor:05:09|Втор V:9]]). Такое двоякое значение имеет это наименование и в устах пророка Наума. В приложении к ассириянам это название означает предстоящую им кару Божию. "Поелику, - говорит блаж. Феодорит об ассириянах - устремившись с неистовством на Иерусалим, произносили хульные слова о Боге всяческих; то пророк справедливо именует их супостатами и врагами, и угрожает им гибелью. //Ревностью// же назвал справедливый гнев" (с. 7). И эта мысль в сильных поэтических образах раскрывается на всем пространстве стихов 2-6. Другая же сторона понятие ревности Божией - милостивое, попечительное отношение Иеговы к избранному народу, к людям благочестивым, указана в ст. 7:. Но вся сила логического ударения и весь центр тяжести мысли пророка, выраженной в его вступительных словах, без сомнения, сосредоточены в имени Иегова. Имя это, как видно уже из [[old:ish:03:14|Исх III:14-15]], означает не только вечное бытие Бога истинного, но и непреложность завета, заключенного Им с Израилем, абсолютную верность Его Своим обетованиям данным еще патриархам, и т. д. (Об имени "Иегова" см. статью //проф. свящ. А. Глаголева// в Богословской Энциклопедии, т. VI (СПБ. 1905), с. 194-203). Бог ревнует и мстит ассириянам именно за уничижение Своего народа, как Бог завета с ним, и как неизменен по существу этот завет, так решителен и неизменен приговор Его суда над ассириянами. Как Бог-ревнитель и как Бог завета, Иегова является и мстителем для всех враждебных Его славе и Его завету: Иегова не пассивно лишь раздражается, негодует на врагов, но и деятельно мстит им, почему и именуется "Богом отмщений" [[old:ps:093:01|(Пс XCIII:1)]], и Сам оставляет за Собою неотъемлемое право мести [[old:vtor:32:35|(Втор XXXII:35;]] [[new:rim:12:19|Рим XII:19)]]. Посему пророк троекратно и с особенною силою усвояет Ему эпитет //нокел//, греч. ekdikwn, лат. ulciscens. Это троекратное повторение эпитета "мститель" в приложении к Богу нет нужды понимать (с некоторыми толкователями, в том числе с профессором М. Голубевым) в смысле указания на предстоящее троекратное мщение ассириянам за троекратное пленение ими народа Божия (причем три пленения произвольно указывают в [[old:1par:05:26|1 Пар V:26;]] [[old:4ts:15:29|4 Цар XV:29]] и [[old:4ts:17:06|XVII:6]] или [[old:4ts:18:09|XVIII:9]]), еще менее в смысле предуказания на три лица Св. Троицы (мнение Тарновия). В действительности, подобная форма речи легко объясняется свойствами еврейского языка, в котором, - судя по аналогичным библейским случаям (напр. [[old:is:06:03|Ис VI:3;]] [[old:ier:07:04|Иер VII:4;]] [[old:ier:22:29|XXII:29]]), - троекратное повторение одного и того же слова выражает особенное усиление его значения или превосходную степень понятия. В частности, в трех составных частях рассматриваемого стиха выдержана строгая градация мысли: сначала у пророка мщение Иеговы является в качестве простого лишь следствия или раскрытия Его ревности; затем указывается на характер и способ проявления мщения Божия: Бог называется //баал - хемаг//, обладателем гнева, Vulg. habens furorem - в смысле исключительно Ему принадлежащего свойства (таково значение евр. баал в сочетании с разными именами существительными, напр. [[old:ish:24:14|Исх XXIV:14;]] [[old:gen:37:19|Быт XXXVII:19]] и мн. др. ); LXX: 'ekdikwn KurioV meta qumou, слав. //мстяй Господь с яростию;// наконец, называется объект или предмет мщения Иеговы - враги Его. В качестве заключения и обобщения всей речи ст. 2 о гневе и мщении Божием стоит последнее выражение: //натер гу леойевав//, сберегает гнев для противников своих, как бы питает его в Себе (ср. [[old:ps:102:09|Пс СII:9;]] [[old:ier:06:05|Иер VI:5,]] [[old:ier:06:12|12]]), сдерживая до времени. "Под врагами и противниками мы должны понимать ассириян, к которым Господь долго проявлял Свое долготерпение, но впоследствии Он будет мстить им с гневом и яростию" (//блаж. Иероним//, с. 257). [<10>]