[<10>] ====== Толкования на Наум. 1:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней** См. Толкование на [[old:naum:01:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Наум 1:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Горы поколебались пред Ним, холмы опустели, и земля содрогнулась пред лицом Его, и вселенная, и все живущие на ней** Можно и просто понимать это в том смысле, что при кончине мира, когда Спаситель придет в величии Своем, и горы и холмы, и мир и земля и все сотрясется. Ибо если при страдании Его солнце скрылось, камни расселись и земля потряслась [[new:mf:27:start|(Матф. 27]]; [[new:lk:23:start|Лк. 23)]], то тем более при славе Его все придет в смятение. В иносказательном смысле (figuraliter) под горами и холмами надлежит понимать всех, занимающих высокое положение и сильных, которые при пришествии Господа падут на землю и, будучи низвержены с трона своего, будут лежать на полу. //Ибо лице... Господне на творящие злая, еже потребиши от земли память их// [[old:ps:033:17|(Псал. 33, 17)]]. Тогда и земля содрогнется, и мир и вселенная поразятся ужасом пред лицом Господа, и это будет служить величайшим мучением и наказанием, что они не осмелятся взирать на лице Его. //**Книга толкований на пророка Наума.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним** К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета ([[old:ps:017:08|Пс XVII:8;]] [[old:ps:096:04|ХСVI:4-6;]] [[old:am:08:08|Ам VIII:8;]] [[old:mih:01:04|Мих I:4]] и мн. др. ). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3-5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: "никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия". Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени [[old:gen:19:24|(Быт XIX:24;]] [[old:chis:11:01|Чис XI:1-3;]] [[old:chis:16:35|XVI:35;]] [[old:4ts:01:10|4 Цар I:10,]] [[old:4ts:01:12|12;]] [[old:iov:01:16|Иов I:16)]], равно как и наименование Бога, огнем поядающим [[old:vtor:04:24|(Втор IV:24)]] были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. "Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?" (блаж. //Феодорит//, с. 8). См. также Толкование на [[old:naum:01:02#lopuxin_ap|Наум. 1:2]] [<10>]